ГИПНОПЕДИЯ
(от
греч. hypnos - сон и paideia - обучение, воспитание), обучение во время
естеств. сна. Термин Г. не применяется по отношению к процессу приобретения
знаний в состоянии гипноза или любого другого искусственно вызванного сна
(электросон, медикаментозный сон), поскольку в этих случаях процесс обучения
носит характер гипнотич. или постгипнотич. внушения.
Использование
сна (как естественного, так и искусственного) для приобретения знаний применялось
ещё в древности (буддийские священники в Китае, факиры и йоги в Индии,
лебаши в Эфиопии и др.). Первая попытка практич. применения Г. в новейшее
время (1923) была сделана Д. А. Финнеем (США) в мор. училище в Пенсаколе
(штат Флорида). В СССР впервые такая попытка была предпринята А. М. Свядощем
в 1936. Интерес к Г. и стремление дать ей тео-ретич. обоснование возобновились
в 50-е - нач. 60-х гг. 20 в. В зарубежной Г. заметно влияние идеалистич.,
гл. обр. фрейдистских концепций - Д. Кёртис (США), Ж. Женеве (Франция)
и др. (см. Фрейдизм). Сов. учёные (Л. А. Близ-ниченко, В. П. Зухарь
и др.) объясняют возможность Г. на основе павловского учения о наличии
т. н. сторожевых пунктов в коре больших полушарий головного мозга во время
сна.
Экспериментальные
данные свидетачь-ствуют о том, что усвоение информации, подаваемой гипнопедическим
путём, зависит от характера памяти, возраста обучающегося, от количества
сеансов и объёма программы за один сеанс обучения, от интонационной характеристики
речи.
Мн.
теоретич. и практич. проблемы Г. (работоспособность, утомляемость после
длит, применения Г., изменение функционального состояния нервной системы
в результате систематич. использования Г. и т. д.) недостаточно ясны. Очевидно,
что Г. не может заменить естеств. пед. процесс; может быть полезной для
закрепления в памяти лишь нек-рых видов информации (иностр. слова, телеграфная
азбука, формулы, таблицы).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я