ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА

ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА (сокр.
от гиперболоидная), особый вид винтовой зубчатой передачи, осуществляемой
коническими колёсами со скрещивающимися осями. В Г. п. ось малого зубчатого
колеса (шестерни) смещена относительно оси большого зубчатого колеса. При
передаточном числе i = 1-2,5 смещение E <= (0,33-0,23) Dгде D 2,5 смещение E<=0,20
Dугол скрещивания осей обычно равен 90°. Передаточное число большинства
Г. п. не превышает 10, однако в нек-рых случаях достигает 30 и более. Нагрузочная
способность Г. п. по сравнению с др.


передачами со скрещивающимися
осями выше благодаря линейному контакту зубьев и увеличению числа пар зубьев,
находящихся в зацеплении. В Г. п. обеспечивается хорошее притирание сопряжённых
поверхностей; этим объясняется плавная и бесшумная работа передачи. При
тех же Dконическая; это позволяет увеличить диаметр вала шестерни и т. о. сделать
его более жёстким, применить подшипники большего размера, т. е. повысить
их долговечность.


Гипоидная передача.




Недостатком Г. п. является
повышенная опасность заедания, обусловленная скольжением вдоль линий контакта
зубьев. Это явление сопровождается снижением несущей способности масляного
клина. Опасность заедания устраняется применением противозадирной смазки
(гипоидного масла) и термич. обработкой зубьев, обеспечивающей высокую
твёрдость их поверхности.


Г. п. применяют в приводах
ведущих колёс автомобилей и тракторов, в тепловозах, в текст, машинах для
передачи вращения от одного вала многим десяткам веретён, в станках для
обеспечения высокой точности при большом передаточном числе, в прецизионных
станках вместо червячных передач.


Лит.: Проектирование зубчатых,
конических и гипоидных передач, пер. с англ., M., .1963; Решетов Д. H.,
Детали машин, 2 изд., M., 1964. А. А. Пархоменко.

ГИПОКАПНИЯ (от
гипо... и греч. kap-nos - дым), пониженное парциальное давление
(и содержание) СОпри увеличенной вентиляции лёгких, при высотной болезни и др.






А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я