ГИПОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА
(сокр.
передачами со скрещивающимися
Гипоидная передача.
Недостатком Г. п. является
Г. п. применяют в приводах
Лит.: Проектирование зубчатых,
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
от гиперболоидная), особый вид винтовой зубчатой передачи, осуществляемой
коническими колёсами со скрещивающимися осями. В Г. п. ось малого зубчатого
колеса (шестерни) смещена относительно оси большого зубчатого колеса. При
передаточном числе i = 1-2,5 смещение E <= (0,33-0,23) D
D
Г. п. не превышает 10, однако в нек-рых случаях достигает 30 и более. Нагрузочная
способность Г. п. по сравнению с др.
осями выше благодаря линейному контакту зубьев и увеличению числа пар зубьев,
находящихся в зацеплении. В Г. п. обеспечивается хорошее притирание сопряжённых
поверхностей; этим объясняется плавная и бесшумная работа передачи. При
тех же D
его более жёстким, применить подшипники большего размера, т. е. повысить
их долговечность.
повышенная опасность заедания, обусловленная скольжением вдоль линий контакта
зубьев. Это явление сопровождается снижением несущей способности масляного
клина. Опасность заедания устраняется применением противозадирной смазки
(гипоидного масла) и термич. обработкой зубьев, обеспечивающей высокую
твёрдость их поверхности.
ведущих колёс автомобилей и тракторов, в тепловозах, в текст, машинах для
передачи вращения от одного вала многим десяткам веретён, в станках для
обеспечения высокой точности при большом передаточном числе, в прецизионных
станках вместо червячных передач.
конических и гипоидных передач, пер. с англ., M., .1963; Решетов Д. H.,
Детали машин, 2 изд., M., 1964. А. А. Пархоменко.
ГИПОКАПНИЯ (от
гипо... и греч. kap-nos - дым), пониженное парциальное давление
(и содержание) СО