ГИРОВОЗ
рудничный
локомотив с ме-ханич. аккумулятором энергии, предназначенный для перемещения
вагонеток в шахтах. Г. начали применять в Европе в 40-х гг. 20 в., после
освоения их серийного произ-ва швейц. фирмой "Эрликон"; в СССР выпуск Г.
осуществляется с 50-х гг. Для движения поезда в Г. используется энергия,
накопленная вращающимся маховиком, раскручивание к-рого (до 2-3 тыс. об/мин)
осуществляется электрич. или пневматич. двигателем, установленным на Г.
или на стационарном зарядном пункте. В конструкции Г. предусмотрено ступенчатое
или бесступенчатое (напр., с помощью гидропередачи) регулирование скорости
движения. Длина пробега Г. после однократной зарядки не превышает обычно
3-5 км. В основном Г. используются для транспортирования небольших составов
по вентиляц. выработкам и при строительстве шахт, а также в качестве вспомогат.
транспорта в гидрошахтах и шахтах сплошной конвейеризации.
А. А. Пархоменко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я