ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА
в автомобиле,
служит для передачи и увеличения крутящего момента от карданного вала к
ведущим колёсам, а следовательно, и для увеличения тягового усилия. Г.
п. обеспечивает передачу вращения с карданного вала на полуоси под углом
90°. В Г. п. применяют преим. шестерёнчатые передачи - одинарные
или двойные. В одинарной Г. п. вращение передаётся с малой конич. шестерни
на большую. Кроме конич. шестерёнчатой передачи, у к-рой оси взаимно пересекаются,
в легковых и ряде грузовых автомобилей применяют гипоидную передачу.
Двойная
главная передача.
В
двойной Г. п. (рис.) вращение передаётся через две пары шестерён: с малой
конич. шестерни / на большую конич. 2 и далее с малой цилиндрич.
шестерни 3 на большую цилиндрич. 4. В двойной Г. п. можно
получить большое передаточное число при сравнительно небольших размерах
передачи, т. к. в зацеплении находятся две пары шестерён. На нек-рых грузовых
автомобилях устанавливают более сложные Г. п., имеющие механизм переключения
для двух передаточных чисел.
Лит. см.
при ст. Автомобиль.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я