ГЛИНКА
Михаил
Иванович [20.5(1.6). 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р-на
Смоленской обл.,-3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник
рус. классич. музыки. Родился в помещичьей семье. С 1817 жил в Петербурге.
Учился в Благородном пансионе при Главном пед. уч-ще (его гувернёром был
поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фп. у Дж.
Филда и Ш. Майера, на скрипке - у Ф. Бёма: позднее учился пению у Беллоли,
теории композиции - у 3. Дена. В 20-е гг. 19 в. пользовался известностью
у петерб. любителей музыки как певец и пианист. В 1837-39 капельмейстер
Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830- 1833), Берлин
(1833-34, 1856-57), Париж (1844-45, 1852-54), Испанию (1845-47),
Варшаву (1848, 1849-51). Овладение опытом отечеств, и мировой муз.
культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечеств,
войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями
лит-ры (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), иск-ва, художеств,
критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских
эстетич. основ его творчества. Нар.-реалистич. по своей устремлённости
творчество Г. оказало влияние на дальнейшее развитие рус. музыки.
В 1836 на сцене петерб. Большого
театра была поставлена героико-патриотич. ист. опера Г. "Иван Сусанин".
Вопреки навязанной композитору верноподдан-нич. концепции (либретто составлено
бароном Г. Ф. Розеном в духе монархич. официозности, по настоянию двора
опера была названа "Жизнь за царя"), Г. подчеркнул нар. начало оперы,
прославил крестьянина-патриота, величие характеpa, мужество и несгибаемую
стойкость народа. В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы "Руслан
и Людмила". В этом произв. красочные картины слав, жизни переплелись со
сказочной фантастикой, ярко выраженные рус. нац. черты с вост. мотивами
(отсюда ведёт начало ориентализм в рус. классич. опере). Переосмыслив содержание
шутливой, иронич. юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Г.
выдвинул на первый план величавые образы Др. Руси, богатырский дух и многогранную
эмоционально богатую лирику. Оперы Г. заложили основу и наметили пути развития
рус. оперной классики. "Иван Сусанин"- нар. муз. трагедия на ист. сюжет,
с напряжённым, действенным муз.-драматич. развитием, "Руслан и Людмила"-
волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симф.
сцен, с преобладанием эпич., повествоват. элементов. Оперы Г. утвердили
мировое значение рус. музыки. В области театр, музыки большую художеств,
ценность имеет музыка Г. к трагедии H. В. Кукольника "Князь Холм-ский"(пост.
1841, Александрийский театр, Петербург).
Муз. иск-во Г. характеризуют
полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщённость и выпуклость
художеств, образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий
тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность
звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское
владение оркестром разносторонне выявилось в сценич. музыке (увертюра "Руслана
и Людмилы") и в симф. пьесах. "Вальс-фантазия" для оркестра (первоначально
для фп., 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) - первый классич. образец
рус. симф. вальса. "Испанские увертюры*-"Арагонская хота" (1845) и "Ночь
в Мадриде" (1848, 2-я ред. 1851) - положили начало разработке исп. муз.
фольклора в мировой симф. музыке. В скерцо для оркестра "Камаринская" (1848)
синтезированы богатства рус. нар. музыки и высочайшие достижения проф.
мастерства.
Гармоничностью мироощущения
отмечена вокальная лирика Г. Многоликая по темам и формам, она включила,
помимо рус. песенности - фундамента глинкин-ской мелодики,- также укр.,
польск., фин., груз., исп., итал. мотивы, интонации, жанры. Выделяются
его романсы на слова Пушкина (в т. ч. "Не пой, красавица, при мне", "Я
помню чудное мгновенье", "В крови горит огонь желанья", "Ночной зефир"),
Жуковского (баллада "Ночной смотр"), Баратынского ("Не искушай меня .без
нужды"), Кукольника ("Сомнение" и цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом").
Г. создал ок. 80 произв. для голоса с фп. (романсы, песни, арии, канцонетты),
вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат
камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. 2 струнных квартета, Патетическое
трио (для фп., кларнета и фагота, 1832).
Осн. творч. принципам Г.
сохраняли верность последующие поколения рус. композиторов, обогащавшие
нац. муз. стиль новым содержанием и новыми выразит, средствами. Под непосредств.
влиянием Г.- композитора и вокального педагога-сложилась рус. вокальная
школа. У Г. брали уроки пения и готовили с
ним оперные партии и камерный репертуар певцы H. К. Иванов, О. А. Петров,
А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовсклй, Д. M. Леонова
и др. A. H. Серов записал его "Заметки об инструментовке" (1852, опубл.
1856). Г. оставил мемуары ("Записки", 1854-55, опубл. 1870).
Соч.: Литературное наследие,
т. 1 - 2, Л.- M., 1952-53 (т. 1 -Автобиографические и творческие материалы,
т. 2 - Письма и документы).
Лит.: Кузнецов К. А., Глинка
и его современники, M., 1926; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, 2 изд.,
M., 1950; Серов A. H., Избранные статьи, т. 1, М.- Л., 1950; M. И. Глинка.
Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.- M., 1950; M. И.
Глинка. Сборник материалов и статей, под ред. T. Ливановой, М.- Л., 1950;
Канн-Новикова E., M. И. Глинка. Новые материалы и документы, в. 1 - 3,
М.-Л., 1950 - 55; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критические статьи,
М.- Л., 1951; Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 1, M., 1952; Асафьев
Б. В., Избранные труды, т. 1, M., 1952; M. И. Глинка. Летопись жизни и
творчества, сост. А. Орловой, M., 1952; Ларош Г. А., Избранные статьи о
Глинке, M., 1953; Глинка в воспоминаниях современников, общая ред. А. А.
Орловой, M., 1955; Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, [т. 1 - 2], M.,
1955; Цуккерман В., "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке,
M., 1957; M. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти. 1857 - 1957, под ред.
E. Гордеевой, M., 1958; Памяти M. И. Глинки, M., 1958; Протопопов В л.,
"Иван Сусанин" Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, M., 1961.
Б. С. Штейнпресс.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я