ГЛИПТИКА

ГЛИПТИКА (греч. glyptike,
от glypho - вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных
и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного иск-ва.
Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками
собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких
(стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь)
пород
камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы
с углублёнными изображениями наз. инталиями, с выпуклыми - камеями.


Древнейшие известные нам
произв. Г., созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс.
до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это гл. обр. цилиндрич.
печати (инталии), оттиски к-рых дают развёрнутые многофигурные композиции.
Мно-гочисл. произв. Г. Месопотамии отражают стилистич. эволюцию её изобразит,
иск-ва (см. Вавилоно-ассирийская культура). На древнейших печатях
Шумера (нач. 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наив-но-реалистич.
фигуры животных и людей, жанровые и мифология, сцены; изображения отличаются
непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся
статичными и условными, часто превращаясь в подобие геом. узора. В Г. Аккада
(23 в. до н. э.) вновь усиливаются реалистич. тенденции, изображения
становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику.
Традиции Аккада продолжают цилиндрич. печати Ассирии (1-е тыс. до н. э.),
для к-рых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены
охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности.
С традициями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (9-7 вв. до н. э.) и
ахеменидской Персии (6-5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило,
форму свящ. жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые
плоскости камня иероглифич. тексты или изображения мифологич. персонажей.
Геммы
Крита (3-2-е тыс. до н. э.) отличаются остротой и
свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка, умением резчика
вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду
с излюбленными в критской Г. изображениями животных здесь впервые
появляются портретные изображения людей. Критская Г. оказала влияние
на развитие Г. в микенской Греции. Высокого расцвета достигло иск-во Г.
в Др. Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из
Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в антич.
Г. В геммах архаич. Греции (6 в.- нач. 5 в. до н. э.) законченность изображений,
меткость отд. реалистич. наблюдений сочетаются с декоративным изяществом
и точной обобщённостью форм. В 5-4 вв. до н. э., когда складываются классич.
формы антич. Г., всё большее значение приобретает использование резчиком
декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения
на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологич.
сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией.
Печатям Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в. до н. э.), сохранившим подпись
мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции,
тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемм-а с изображением
летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей
изящных иск-в, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений,
но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко
ввозятся многоцветные вост. минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины,
фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду
камеи - роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса,
нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов
особого расцвета достигает портретная Г. Выполненная неизвестным александрийским
резчиком прославленная "камея Гонзага" с изображением царя Птолемея II
Филадель-фа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет
виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших
цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произв.
иск-ва и предметы роскоши. С падением эллинистич. центров Рим становится
местом, куда устремляются мастера Г. Антич. Г. переживает новый расцвет
при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами др.-рим. Г. были греки
Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком ими. Августа,
положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных
образцов прошлого, рим. мастера создают портретные геммы, отточенные по
характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологич. и аллегорич.
изображениями (гемма "Увенчание Августа", приписывается Диоскуриду, конец
1 века до н. э., Художественно-ист, музей, Вена; самая крупная камея древности
- т. н. Парижская камея, 31 см X 26 см, круг Диоскурида, Нац. б-ка, Париж).
На Дунае и Рейне, в Сев. Причерноморье и Закавказье существовали местные
школы Г., сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистич. и
рим. иск-ва.


В ср. века Г. развивалась
гл. обр. на Востоке. Сохраняющей в значит, мере антич. традиции Г. Византии
свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графич. изящество,
нарастающая со временем схематизация форм. На му-сульм. Востоке широкое
распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные
тексты украшают печати ср.-век. Китая.


Г. в Зап. Европе вновь возрождается
в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием
антич. гемм. Ведущее место в ренессан-сной Г. принадлежит итал. мастерам.
Наряду с копированием произв. антич. Г. они создают профильные и трёхчетвертные
портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли,
Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. возникает стремление к декоративной
пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио
Маснаго вводят в моду пёстрые полихромные камеи со сложными, динамичными
сюжетными композициями. Однако произв. Г. постепенно утрачивают самостоят,
значение и всё чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды.


Новый подъём Г. связан с
эпохой классицизма (18- нач. 19 вв.), когда вновь начинает господствовать
антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии - семейство Пихлеров,
в Германии- Л. Наттер и др.)выполняют, как правило, заказы знатных европ.
коллекционеров. При франц. дворе работал Жак Юэ, при русском - Карл Лебе-рехт.
К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат рус. резчики, учившиеся
в медальерном классе пе-терб. AX: А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. E. Доброхотов.
В 19 в. Г. как вид иск-ва приходит в упадок.


Илл. см. на вклейке, табл.
XXV (стр. 592-593).


Лит.: Максимова M. И., Античные
резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII -XIX веков,
Л., 1926; Лордкипанидзе M. H., Геммы Государственного музея Грузии, т.
1 - 4, Тб.,. 1954-67 (на груз, и рус. яз.); Борисов А. Я., Луконин В. Г.,
Сасанид-ские геммы, Л., 1963; Каган Ю. О., Выставка западноевропейской
глиптики XIII - XVII веков, Л., 1969; Furtwangler A., Die antiken Gemmen,
[Bd] 1 - 3, В.- Lpz., 1900; Delaporte L., Catalogue des cy-lindres orientaux.
v. 1 - 2, P., 1920 - 23; VoI-lenweider M. L., Die Steinschneide-kunst und
ihre Kimstler in spatrepublikani-scher und augusteischer Zeit, Baden-Baden,
1966. О. Я. Неверов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я