ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(нем.
Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии,
сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности,
её влечения и тенденции, к-рые противопоставляются процессам, происходящим
на "поверхности" сознания. Границы Г. п. не поддаются чёткому определению;
она охватывает разнообразные течения и школы (учения 3. Фрейда, К. Г. Юнга,
А. Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т. д.). В трактовке мотивов поведения
человека активную динамич. роль Г. п. отводит бессознат. мотивациям (см.
Бессознательное), к-рые изучаются специ-фич. для Г. п. методами (приёмы
психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы).
Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. сохраняет связи с мед. психологией.
Со своей стороны, она стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей
значение психоло-гич. факторов в соматич. заболеваниях (т. н. психосоматич.
направление в медицине). Однако патологич. состояния психики трактуются
в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеческих
трудностей и психич. конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую
форму. Так, Фрейд, исходя из клинич. практики, выдвинул представление о
бессознат. психич. механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных
действий и т. д. Эти феномены он объяснял как "компромиссное образование",
отражающее конфликт между бессознат. влечениями и установками сознат. "Я"
(или как результат столкновения двух принципов психич. деятельности-"принципа
удовольствия" и "принципа реальности"), Фрейд сформулировал осн. систему
понятий Г. п. (вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер
выделяет в качестве гл. мотива стремление индивида к самоутверждению ("воле
к власти"). Система Адлера стала одним из источников позднейших "культурно-социологич."
течений Г. п. (гл. обр. в США - К. Хорни, Э. Фромм, X. Сал-ливан и др.).
С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного,
к-рое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда
и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно
психологии, в истории культуры, в частности юнгов-ское истолкование мифов,
символов, религиозно-магич. обрядов как образов коллективного бессознательного
(архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась
в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США
- X. Хартман, П. Федерн и др.), выдвигающей на первый план значение сознат.
"Я" (Эго). В последнее время особенно развились новые направления Г. п.,
находящиеся под прямым воздействием филос. концепций феноменологии и эк-зистенциализма
(гл. обр. в Швейцарии и ФРГ, напр, "экзистенциальный анализ" Л. Бинсвангера,
Швейцария и др.). Наряду с тенденцией к интеграции Г. п. с философской
антропологией (напр., в мед. антропологии нем. физиолога В. Вайцзеккера)
характерны истолкования Г. п. в духе неотомизма ("новая венская школа")
и др. Течения Г. п. в США в значит, степени находятся под влиянием неопозитивизма
и бихевиоризма; попытки синтеза различных течений Г. п. (P. Манро и др.)
не увенчались успехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложного комплекса
следует отличать выдвинутые ею методы терапии, нек-рые установленные новые
факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретических
истолкований, к-рые часто имеют ирра-ционалистический или механистический
характер.
Лит.: Морозов В. M., Глубинная
психология и психиатрия, "Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С.
Корсакова", 1958, т. 58, в. 11; Современная психология в капиталистических
странах, M., 1963; Какабадзе В. Л., Понятие бессознательного в глубинной
психологии, в сб.: Проблемы сознания, M., 1966; Munrое R., Schools of psychoanalytic
thought, N. Y., 1956; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den
Anfangen bis zur Gegen-wart, 3 Aufl., Gott., 1970. Д. H. Л яликов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я