ГЛУХОНЕМОТА
врождённая
или возникшая в раннем детстве глухота и обусловленное ею отсутствие речи.
Нормально слышащий ребенок овладевает речью, подражая речи окружающих на
основе её слухового восприятия. Если ребёнок рождается глухим или лишается
слуха в доречевом периоде (до 1 года), самостоят, овладение речью становится
невозможным. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте
2-3, а иногда даже 4-5 лет) речь, уже развившаяся, но недостаточно упрочившаяся,
теряется, если своевременно не принимаются меры для её сохранения и развития.
В речевом аппарате глухонемых к.-л. изменений, препятствующих образованию
звуков речи, не происходит. Лечение при Г. малоэффективно. Наиболее эффективны
меры, направленные на предупреждение и устранение причин, вызывающих врождённую
глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте. Широко проводимые
в СССР профилак-тич. мероприятия значительно снизили количество глухонемых,
достигавшее в до-революц. России 0,1% к общему числу населения. Преодоление
последствий Г. достигается спец. обучением и воспитанием. Глухонемые, не
обученные словесной речи, пользуются для общения мимикой и жестами. Однако
мимико-жестикуляторная речь располагает весьма ограниченными средствами
и не может полностью заменить словесную. Поэтому важнейшим способом компенсации
Г. является формирование у глухонемых обычной словесной речи в устной и
письменной форме. В царской России обучение глухонемых было делом частной
предприимчивости и благотворительности. Во всей стране было лишь неск.
спец. школ, в к-рых обучалось всего 6-7% глухонемых детей. В СССР закон
о всеобщем обязат. обучении распространяется и на глухонемых детей. Создана
сеть спец. школ и дошкольных учреждений, входящих в общую систему нар.
образования. В школах глухонемые получают общеобразоват. подготовку в объёме
восьмилетней школы. Особое место в системе обучения глухонемых детей занимает
формирование у них словесной речи, где существ, часть составляет выработка
внятного произношения; при этом используют зрительное, тактильно-вибрационное
и кинестетич. восприятия, а также имеющиеся у мн. глухонемых небольшие
остатки слуха. В процессе спец. обучения имеющийся у глухонемых детей вторичный
дефект (немота) преодолевается, и ребёнок, оставаясь глухим, постепенно
становится говорящим, а не немым (в связи с этим изменилось и название
школы глухонемых - школа глухих).
Наряду с общеобразоват. подготовкой
учащиеся школ глухих получают профессионально-трудовую подготовку; окончившие
школу могут продолжить своё образование в техникумах или, работая на производстве,
закончить среднее образование в заочной либо вечерней (сменной) школе и
поступить в ВУЗ. Глухонемые пользуются в СССР всеми гражд. правами наравне
со слышащими. Во всех союзных республиках работают общества глухих.
Лит.: Дьячков А. И., Воспитание
и обучение глухонемых детей. M., 1957;Нейман Л. В., Слуховая функция у
тугоухих и глухонемых детей, M., 1961; Pay Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков
В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих
учащихся, M., 1961. Л. В. Нейман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я