ГОББС
(Hobbes) Томас
(5.4.1588, Малмсбери,-4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист.
Род. в семье приходского священника. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил
гувернёром в аристократич. семью У. Ka-вендиша (впоследствии герцога Девонширского),
с к-рой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значит,
влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, P. Декарт. Осн.
соч.: филос. трилогия "Основы философии"-"О теле" (1655), "О человеке"
(1658), "О гражданине" (1642); "Левиафан, или Материя, форма и власть государства
церковного и гражданского" (1651-, рус. пер. 1936).
Продолжая линию Бэкона, Г.
"...уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма..." (Маркс
К. н Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он
отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая
вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистич.
материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания
того времени. Геометрия и механика для Г.- идеальные образцы науч. мышления
вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся
между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается
как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются
Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал
протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый
разумом ("фантаз-ма"); объективно-реальное движение тел и время как субъективный
образ движения. Г. различал два метода познания: логич. дедукцию рационалистич.
"механики" и индукцию эмпирич. "физики".
Гос-во Г. рассматривает как
результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударст-венному
состоянию "войны всех против всех". Он придерживался принципа изначального
равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и
свободу в пользу гос-ва, задача к-рого - обеспечение мира и безопасности.
Г. превозносит роль гос-ва, к-рое он признаёт абс. сувереном. В вопросе
о формах гос-ва симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость
подчинения церкви гос-ву, он считал необходимым сохранение религии как
идсологич. орудия гос. власти для обуздания народа.
Этика Г. исходит из неизменной
чувственной "природы человека". Основой нравственности Г. считал "естественный
закон"- стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели
обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует
достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражд.
обязанностями, вытекающими из обществ, договора.
Учение Г. оказало большое
влияние на последующее развитие филос. и социальной мысли. Портрет стр.
610.
Соч.: Opera philosophica,
quae latine scrip-sit..., ed. W. Molesworth, v. 1 - 5, L., 1839 - 45; The
English works, ed. by W. Molesworth, v. 1 - 11, L., 1839 - 45; в рус. пер.-
Избр. соч., т. 1 - 2, М.-Л., 1926; Избр. произв., т. 1-2, M.. 1964.
Лит.: Быховский Б. Э., Психофизическое
учение T. Гоббса, "Вестник Комакадемии", 1928, Ms. 26(2); Ческис А. А.,
Томас Гоббс, M., 1929; "Под знаменем марксизма", 1938, № 6 (статьи Б. Э.
Быховского, Л. Германа, M. Петро-совой, Д. Бихдрикера); Деборин A. M.,
Томас Гоббс, в его сб.; Очерки по истории материализма 17 -18 вв., M. -
Л., 1930; Голосов В. Ф., Очерки по истории английского материализма 17
- 18 вв., Красноярск, 1958; Tоnniеs F., Th. Hobbes, der Mann und der Denker,
Osterwieck, 1912; Pо1in R., Politique et philosophic chez Thomas Hobbes,
P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]; Hobbes studies, ed. by K. C. Brown,
Oxf., 1965; McNeilly F. S., The anatomy of Leviathan, N. Y. -L., 1968;
Gauthier D. P., The logic of Leviathan, Oxf., 1969. . Б. Э. Быховский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я