ГОГОЛЬ
Николай Васильевич
[20.3 (1.4).1809, с. Большие Сорочинцы, ныне Полтавской обл.,-21.2(4.3).1852,
Москва], русский писатель. Род. в семье небогатых помещиков В. А. и М.
И. Гоголь-Яновских. Отец Г. написал неск. комедий на укр. яз. Образование
Г. получил в Нежинской гимназии высших наук (1821- 1828), где проявились
его интерес к лит-ре и живописи и незаурядный актёрский талант. Характерным
для обществ. настроений Г. в этот период было его поведение в "деле о вольнодумстве",
когда он выступил на стороне проф. Н. Г. Белоусова, подвергшегося гонению
за распространение прогрессивных идей. С юношеских лет Г. мечтал о высоком
гражд. поприще. Предполагая посвятить себя юстиции, он едет в 1828 в Петербург.
Однако атмосфера бюрократического государства скоро заставила его отказаться
от своего намерения. Г. меняет несколько мест службы, пробует преподавать
историю, но постепенно литературная деятельность вытесняет все другие его
занятия.
В 1829 Г. опубликовал под псевд. В.
Алов идиллию "Ганц Кюхельгартен", к-рая успеха не имела. В 1831 состоялось
его знакомство с А. С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности
Г. как писателя. Лит. известность Г. принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки"
(1831-32). В 1835 выходят сб-ки "Арабески" и "Миргород"; в том же
году В. Г. Белинский назвал Г. "...главою литературы, главою поэтов" (Полн.
собр. соч., т. 1, 1953, с. 306). Вершиной творчества Г.-драматурга
явился "Ревизор", вышедший в свет и одновременно поставленный на сцене
в 1836. Сатирич. сила этого произведения была такова, что автор навлёк
на себя ожесточённые нападки реакц. кругов. Этои неудовлетворённость петерб.
постановкой "Ревизора", низводившей социальную комедию до уровня водевиля,
вызвали у писателя глубокую депрессию. В июне 1836 Г. уехал за границу
и пробыл там до 1848 (дважды приезжал в Россию). Он жил гл. обр.
в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В
Италии Г. работал над главным своим созданием - романом-поэмой "Мёртвые
души". Согласно окончат. замыслу, она должна была состоять из трёх томов.
Г. издал только 1-й том (1842), к-рый вызвал ещё более сильный обществ.
резонанс, чем "Ревизор". В массе различных толкований поэмы наиболее верной
оказалась трактовка Белинского, определившего пафос книги как "... противоречие
общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом..."
(Полн. собр. соч., т. 6, 1955, с. 431). Вскоре вышли "Сочинения"
Г. в 4 тт., где появилась повесть "Шинель"; вместе с "Мёртвыми душами"
она стала своеобразнымманифестом критического направления в рус. лит-ре.
Последующее творчество Г. протекает
всё более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу
"Мёртвых душ" реалистич. воплощение, Г. выпустил кн. "Выбранные места из
переписки с друзьями" (1847), где в форме наставлений стремился
указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 вернувшись
на родину, пытался продолжать работу над "Мёртвыми душами". Однако чувство
творч. неудовлетворённости не покидало Г. В ночь на 12(24) февр.
1852, находясь в болезненном состоянии, он сжёг рукопись 2-го тома романа.
Значение Г. для русского общества Н.
Г. Чернышевский выразил словами: "Он пробудил в нас сознание о нас самих..."
(Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 20). Объектом художеств. изображения
Г. избрал те стороны жизни, к-рые до него считались уделом "низких"
жанров в иск-ве. Основой действия в своих произв. Г. сделал "выгодную
женитьбу", "стремление достать выгодное место" и т. п. мотивы, воссоздавшие
живую картину нравов николаевскойэпохи. Одновременно Г., продолжая дело,
начатое Пушкиным, обогатил лит. язык, максимально приблизив его к разговорному.
В окружающей жизни Г. остро волновали
её бездуховность, господство узко-эгоистич. и меркантильных интересов.
Он высмеивал внутр. пустоту провинциальных "существователей" ("Иван Фёдорович
Шпонька и его тётушка", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем", "Коляска"). Драматические произведения Г.
("Женитьба", "Ревизор", т. н. "драматические отрывки") показывают,
что за "приличной" оболочкой служебных, семейных и бытовых отношений кроются
полная внутренняя разобщённость людей и глубокие социальные антагонизмы.
В петерб. повестях ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Шинель")
тема иерархич. раздробленности общества и страшного одиночества человека
приобретает трагич. звучание. Этому укладу жизни Г. противопоставил идеалы
"воли", человеческого братства, высоких духовных ценностей. Как гар-монич.
общество, где человек свободен от условностей бурж. цивилизации, где интересы
личности слиты с интересами коллектива, показана у Г. Запорожская Сечь
("Тарас Бульба"). В "Старосветских помещиках" самозабвенная преданность
друг другу, доброта двух старичков противопоставлены ненатуральной жизни
петерб. общества. Художник, весь отдавшийся искусству, противостоит тому,
кто погубил свой талант ради денег и дешёвого успеха ("Портрет").
Идеалы Г. несовместимы с нормами морали
феодально-бурж. общества. Вместе с тем коренной чертой эстетики Г. было
стремление воплотить прекрасное в современную ему жизнь. Служение гражданским
идеалам, не осуществившееся на гос. поприще, Г. делает целью своего художественного
творчества. Концепцию искусства как общественно-преобразующей силы он с
наибольшей полнотой выразил в "Театральном разъезде","Портрете", 7-й главе
"Мёртвых душ". "...Нельзя иначе устремить общество... к прекрасному, пока
не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...",- писал Г. (Полн. собр.
соч., т. 8, 1952, с. 298). С этих позиций создавались "Ревизор"
и "Мёртвые души". Отказываясь признать морально-психологич. облик своих
отрицат. героев подлинно человеческим достоянием, Г., говоря словами Герцена,
"срывает с них человеческую личину" (Собр. соч., т. 13, 1958, с. 175).
Уподобление персонажей животным или неодушевлённым предметам - осн. приём
гоголевского гротеска. Его реализм определяется типичностью черт обществ.
психологии, положенных в основу образа. Г. запечатлел нравств. облик совр.
общества в образах такой колоссальной психологич. ёмкости, что они приобрели
нарицат. значение, пережив породившую их эпоху. Показав паразитич. и антинародный
характер николаевской бюрократии и поместного дворянства, произв. Г. возвестили
историч. исчерпанность феод. отношений в России.
Другая сторона творч. программы Г.
состояла в том, чтобы указать обществу "пути к прекрасному". Эта проблема
явилась центральной при создании 2-го тома "Мёртвых душ". Неразрешимость
её для Г. была обусловлена тем, что писатель хотел прийти к преобразованию
общества путём морального возрождения каждой отд. личности, его составляющей.
Сами же гос. институты царской России могли оставаться при этом, по мысли
Г., неприкосновенными. Непонимание экономич. и политич. обусловленности
общественных отношений, сочувствие романтич. концепции истории, согласно
к-рой рус. нация считалась свободной от внутрисословной вражды, привели
Г. в нач. 1840-х гг. к отвлечённому выводу, что именно в России прежде
всего утвердится принцип человеческого братства. Он ищет в русском человеке
те высокие душевные качества, к-рые послужили бы залогом осуществления
этого идеала. Все лучшие свойства нац. характера Г. находит в нар. среде,
у представителей трудового крестьянства; они олицетворяют живой дух нации
в царстве мёртвых душ, нарисованных писателем. Однако, представляя нацию
в духе историч. воззрений своей эпохи как внутренне единый организм, Г.
считал возможным отыскать и вызвать к жизни те же нравств. черты и в среде
господств. классов. В этой ошибочной теории - основа творч. трагедии Г.
Считая неотъемлемой особенностью нации её религию, Г. трактовал свой обществ.
идеал как православно-христианский. С этим связана возраставшая в последние
годы жизни религиозность писателя. Отрицание моральных основ существующего
общества (мн. главы "Выбранных мест" были запрещены цензурой) совмещается
у Г. с признанием монархии, церкви и крепостного права; утверждение важнейшей
обществ. роли крестьянства ("Блаженство всей земли сеют. Пропитанье миллионов
сеют" -Полн. собр. соч., т. 7, 1951, с. 72) - с попыткой создать
образы идеального помещика, откупщика-христианина. Резкая критика "Выбранных
мест из переписки с друзьями" содержится в знаменитом письме Белинского
к Г. (1847). Н. Г. Чернышевский охарактеризовал Г. как "...мученика
скорбной мысли и благих стремлений" (Полн. собр. соч., т. 3, 1947, с. 776).
Внутр. сложность гоголевского творчества,
получившего мировую известность, обусловила острую дискуссион-ность его
оценок в критике. Различные школы в рус. и зарубежном литературоведении
давали многочисл. толкования его противоречивых сторон. Позиция сов. науки
в этой дискуссии определяется тем осмыслением наследия Г., начало к-рому
положено в трудах рус. революц. демократов. Так, вслед за Чернышевским,
введшим понятие "гоголевского периода" рус. лит-ры, сов. наука раскрывает
могучее влияние творчества Г. на всё последующее развитие рус. критич.
реализма. Многочисл. работы о Г., переиздания его соч., воплощение его
образов на сцене и на экране, в музыке и живописи как в СССР, так и за
рубежом подтверждают неугасающий интерес к творчеству великого рус. писателя
во всём мире.
Г. был погребён на кладбище Данилова
монастыря в Москве; в 1931 прах перенесён на Новодевичье кладбище.
Соч.: Сочинения, под ред. Н. Тихонравова,
10 изд., т. 1 - 7, М., 1889 - 96; Полн. собр. соч., т. 1-14, М., 1937-52.
Лит.: Белинский В. Г., О Гоголе.
Статьи, рецензии, письма, М., 1949; Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников,
М. -Л., 1952; Шенрок В. И., Материалы для биографии Н. В. Гоголя, т. 1
- 4, М., 1892-98; Машинский С. И., Гоголь и "дело о вольнодумстве", М.,
1959; Н. В. Гоголь в русской критике, М., 1953; Гиппиус В. В., Творческий
путь Гоголя, в его кн.: От Пушкина до Блока, М. -Л., 1966; Белый А., Мастерство
Гоголя, М. - Л., 1934; Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, 4 изд., Иваново-Вознесенск,
1928; Поспелов Г. Н., Творчество Н. В. Гоголя, М., 1953; Храпченко М. Б.,
Творчество Гоголя, Зизд., М., 1959; СтепановН. Л., Гоголь. Творческий путь,
2 изд., М., 1959; Гуковский Г. А., Реализм Гоголя, М., 1959; Ермилов В.
В., Гений Гоголя, М., 1959; Войтоловская Э. Л., Степанов А. Н., Н. В. Гоголь.
Семинарий, Л., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографический
указатель, М.-Л., 1962; Морщинер М. С., Пожарский Н. И., Библиография переводов
на иностранные языки произведений Н. В. Гоголя, М., 1953. Е. А. Смирнова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я