ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ

ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ Понятие "певческий
голос" связано со способностью человека петь (см. Пенив). В отличие
от речи, звуки Г. п. имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются
на гласных. Пользоваться Г. п. человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. Детский Г. п. достигает своего
полного объёма (полторы октавы), как правило, к 13 годам. Он отличается
светлым, серебристым, напоминающим фальцет тембром. Детские голоса,
в особенности голоса мальчиков, используются главным образом в детских
хорах. После мутации голос мальчика понижается на октаву, одновременно
меняются его сила, диапазон и тембр. При этом нередко пропадают лучшие
певческие свойства голоса мальчика. Для сохранения выдающихся певческих
голосов у мальчиков-певцов в Италии в 17-18 вв. применялась кастрация.


Различают Г. п. бытовой ("не поставленный")
и
профессиональный ("поставленный"). Под постановкой голоса
понимается
приспособление и развитие его в целях проф. использования. Такие качества
Г. п., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона,
гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами
голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос
может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения нар. песен,
эстрадного пения и т. д.


Определяющие качества Г. п.- красота
тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен
быть хорошо слышным в больших залах, т. е. обладать т. н. полётностью.
Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности
определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, т. н.
высокой певческой форманты. Округлость ц мягкость звучания голоса зависят
от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие
форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют
красоту и льющийся характер голоса.


Важное качество Г. п.- его сила. Оперное
пение требует сильного голоса, к-рый может наполнять большой зал н быть
слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры.
Под
регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым
физиологии, механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском
голосе выделяют грудной регистр в ниж. части диапазона и фальцет-ный в
верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний.
Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр,
центральный, в к-ром совмещается головное и грудное звучание, и головной
в верх. части диапазона, звучащий светло, открыто.


Профессиональный Г. п. должен иметь
диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это
достигается с помощью развития смешанного звучания, т. н. микста.


Голоса классифицируются по тембру и
высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос-
сопрано,
средний
- меццо-сопрано, самый низкий - контральто.
Среди мужских
голосов самый высокий - тенор, средний - баритон
и низкий
- бас. В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию
голоса носят назв. лирических, а более низкие, густые и тёмные - драматических.


В большинстве случаев использование
Г. п. связано со словом. Выразительное донесение поэтич. текста в пении
определяется чёткостью произношения согласных и умением соединять Г. п.
с элементами речевых интонаций. Основной формой звуковедёния Г. п. является
связное пение, лежащее в основе кантилены, и умение петь в быстром
движении - беглость.


Лит.: Багадуров В. А., Очерки
по истории вокальной методологии, ч. 1 - 3, М., 1929 - 37 (ч. 3 - Очерки
по истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детского голоса,
М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И., Искусство
пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики, М., 1968;
Таrneаud J.. Seeman M., La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R.,
Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959;
Hussen R., La voix chantee, P., 1960. Л. Б. Дмитриев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я