ГОМОФОНИЯ

ГОМОФОНИЯ (от греч. homos
- одинаковый и phone - звук; букв.- одинаковое звучание), тип многоголосия,
характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим
Г. принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии
голосов. Расцвет Г., подготовленный гу-манистич. идеями эпохи Возрождения,
относится к 17-19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными
аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как
элемент музыки, к-рый может наиболее естественно и гибко выразить богатство
человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых муз. жанрах (опере,
оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной
музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно
с бурным развитием гармонии в совр. значении этого термина. Развитие Г.
в 17-19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600- 1750)
часто определяют как период генерал-баса (хотя в это время жили
и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель).
1-я пол. (1750-1825) второго периода (1750-1900) отмечена
обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные
"сопровождающие" голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена
по подвижности и тематич. значительности часто не уступают контрапунктическим
линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля
музыки. В нач. 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных
форм, достигло предела, за к-рым связующая сила гармонич. отношений утрачивала
своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием
Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к
возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн,
Д. Д. Шостакович и др.). ю. н. Холопов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я