ГОНКУР
(Goncourt) де,
братья Эдмон (26.5.1822, Нанси,-16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830,
Париж,- 20.6.1870, там же), французские писатели. Их творческое
содружество - своеобразное явление в истории мировой литературы. В 50-60-е
гг. братья Г. создали - при удивительно прочном слиянии двух разных писательских
индивидуальностей - романы, пьесы, исследования по истории и искусству
18 в. и, наконец, "Дневник". В их произведениях переплелись реалистические
и натуралистические принципы художеств. отражения действительности. С традицией
критич. реализма связан их интерес к изображению совр. жизни, стремление
тщательно изучить её и передать в своих произв. В романе "Шарль Демайи"
(1860) показана гибель таланта в мире продажной прессы; в "Рене
Мопрен"
(1864) психологич. анализ способствует
разоблачению бурж. морали. Братья Г. вводили в сферу художеств. изображения
жизнь "социальных низов", рисовали духовный мир людей "бедных классов":
роман"Сестра Филомена" (1861) и лучший их роман "Жермини Ласерте"
(1865). В программном предисл.
к нему авторы требовали права на изображение трагедии простого человека.
Однако, провозглашая лозунг "документально точного воспроизведения жизни"
в романе, они приходили к пассивному наблюдению, к натуралистич. подчинению
факту. Социальный пессимизм, аристокра-тич. аполитичность уводили их от
обществ. конфликтов эпохи. Подмена типического бытовым, социального
- физиологическим, интерес к патологии, характерные для натурализма как
метода, присущи и романам братьев Г. Натуралистич. черты особенно отрицательно
сказались в их последних совместных романах: "Манетт Саломон"(1867)
и "Мадам Жервезэ" (1869).
Осн. худож. завоеванием братьев Г.
явилось создание импрессионистич. манеры письма, передающей тончайшие душевные
состояния и субъективные ощущения. Мастерством живописной обрисовки, выразительностью
стиля братья Г. обогатили традицию франц. прозы. Однако нередко в их импрессионистич.
описаниях люди и предметы становятся лишь элементами зрительного впечатления.
Отход от принципов реализма особенно
ощутим в творчестве Эдмона Г. (после смерти Жюля Г.). В 70-80-е
гг. он, помимо работ по япон. иск-ву ("Утамаро...", 1891, и "Хокусаи",
1896), написал неск. романов, в к-рых проявились черты декаданса
- асоциальность, распад характера, манерность стиля (роман "Шери", 1884).
Лучшее его произв.- роман "Братья Земганно" (1879, рус. пер. 1936, 1959),
посвящён судьбе братьев - артистов цирка.
Братья Г. вели "Дневник", к-рый до
1895 продолжал Эдмон; полностью был опубл. позднее (1956-58). В
"Дневнике" нашли отражение (часто субъективное) лит. жизнь эпохи,
эстетич. взгляды братьев Г. и их современников.
По завещанию Эдмона Г. его состояние
перешло в фонд ежегодной лит. премии, к-рую присуждает Академия Гонкуров,
существующая и в наши дни. Гонкуровская премия - одна из почётных лит.
наград во Франции.
Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч.
Вступ. ст. В. Гофмана, т. 1 - 3, 6, М.. 1911 - 12; Жермини Ласерте. Актриса.
Отрывки из дневника. Ред. и вступ. ст. Н. Рыковой, Л., 1961; Дневник...
Избранные страницы.[Вступ. ст. В. Шора], т. 1 - 2, М., 1964; Гонкур Э.
д е, Актриса (La Faustin). Вступ. очерк А. Эфроса, М., 1933; то же, Пенза,
1957.
Лит.: История французской литературы,
т.З, М., 1959; Zola E., Les romanciers naturalistes, 2 ed., P.,
1881; Billy A., Les freres Goncourt, P., 1954; Baldick R., The Goncourts,
L., 1960 (имеется библ.).
3. М. Потапова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я