ГОРКА СОРТИРОВОЧНАЯ
инженерное
сооружение на сортировочных и нек-рых грузовых ж.-д. станциях для сортировки
вагонов по назначению и формирования грузовых поездов, позволяющее интенсифицировать
маневровую работу. Г. с.-искусств. возвышение участка ж.-д. пути с уклоном,
по к-рому вагоны под воздействием силы тяжести скатываются на пути сортировочного
парка. Г. с.(рис.) состоит из надвижной части (1-2), вершины
горки (2-3) и спускной части (3-4), разветвляющейся
на неск. десятков сортировочных путей. Спускная часть включает участок
скоростного и промежуточного уклона, тормозные позиции и уклоны стрелочной
зоны. Высота Г. с. определяется расчётом (обычно 3,5-5 м) и должна
обеспечивать скатывание вагонов до расчётной точки сортировочных путей.
На нек-рых Г. с. применяют ускорители движения.
Схема сортировочной горки; а <-
план
; б <- профиль.
Подлежащий сортировке состав надвигается
локомотивом на вершину горки (разъединение автосцепки вагонов производится
на ходу), на вершине горки вагоны и группы вагонов (отцепы) отделяются
от состава, попадают на спускную часть и направляются стрелками на сортировочные
пути, специализированные по назначению грузов и роду вагонов. После прохода
каждого отцепа стрелки переводятся для пропуска следующего. Для разделения
скатываемых на разные пути отцепов и устранения опасности нагона одним
отцепом другого в пределах спускной части сортировочной горки скорость
отцепов регулируется на 2-3 тормозных
позициях вагонными замедлителями
клещевидного
типа, весовыми клещевидными замедлителями. Г.
с.,
выполняющие большой объём работ, оборудуются устройствами горочной автоматизации
и централизации, автоматич. регулирования скоростей (см. Горочная
автоматика). На Г. с. широко применяются сигнализация,
радиосвязь и др. средства. На интенсивно работающих Г. с. перерабатывается
до 6-7 тыс. вагонов в сутки.
Лит.: Савченко И. Е., 3емблинов
С. В., Страковский И. И., Железнодорожные станции и узлы, 2 изд., М., 1967.
К.
М. Добросельский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я