ГОРОД
крупный населённый пункт,
жители к-рого заняты гл. обр. в пром-сти и торговле, а также в сферах обслуживания,
управления, науки, культуры. Г. обычно адм. и культурный центр окружающего
р-на. Осн. критериями отнесения населённого пункта к категории Г. служат:
численность его населения и функции, к-рые он выполняет (одну или несколько-в
различных сочетаниях): пром. произ-ва, орг.-хоз., культурно-политич.
и адм., функции организации отдыха и лечения. В совр. Г.- в отличие
от деревни - лишь небольшая часть населения бывает занята в с. х-ве.
Для Г. характерны повышенная плотность заселения и компактность застройки
(часто многоэтажной). Отнесение населённого пункта к категории Г.
обычно оформляется в определённом законом порядке и сопровождается установлением
его городской черты (границы Г. как адм.-терр. единицы) и
городских
земель. Выделение Г. в переписях и др. формах учёта в разных странах
мира проводится по-разному:
в одних странах на основании численного
критерия (Г. считаются населённые пункты определённого размера: 3-5-10
тыс. жит.; в нек-рых странах минимальное число жителей Г. составляет лишь
неск. сот чел.), в других <- по совокупности признаков.
В
СССР отнесение населённых пунктов к категории Г. входит в компетенцию
союзных республик. Так, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР
"О порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и
курортных посёлков" от 12 сент. 1957 устанавливает след. категории
Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и пром. центры
с населением не менее 12 тыс. чел., из к-рых не менее 85% составляют рабочие,
служащие и члены их семей); Г. краевого, обл. и республиканского
(АССР) подчинения(крупные пром. и культурно-политич. центры с населением
св. 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.
Население Г. составляет (нач. 70-х
гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5
населения, в зарубежной Азии - св. 1/5, в Америке и зарубежной Европе -
до 3/5, в Австралийском Союзе - св. 83% . В СССР в 1970 в Г. проживало
56% населения.
Больших Г., к к-рым относят Г., имеющие
св. 100 тыс. жит., в мире ок. 2 тыс., в т. ч. св. 100 (с пригородами до
150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР- 10.Г. (особенно большой совр.
Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный
организм, как сложный экономико-географич., архитектурный и инженерно-строительный,
а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию,
обусловленную в первую очередь социально-экономич. структурой общества.
Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу,
Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения
труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в обществ.
производстве и в обществ. жизни в целом, их социальный облик, их внешний
вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый
обществом уровень развития производит. сил и производств. отношений. Экономико-географический
и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются
прежде* Численность населения городов
СССР- по данным ЦСУ СССР; население
остальных городов<- гл. обр. по данным Demographic Yearbook, 1969,
UN, а также по нац. источникам.
Город
|
Страна
|
Численность
населения, тыс. жит. |
Год оценки
или переписи |
|
города
|
с пригородами
(или конурбация) |
|||
Александрия
|
Египет
|
1803,9
|
|
1966
|
Амстердам
|
Нидерланды
|
831,5
|
1040,4
|
1970
|
Афины
|
Греция
|
|
2500
|
1971
|
Ахмадабад
|
Индия
|
1507 ,9
|
1582,5
|
1969
|
Багдад
|
Ирак
|
1745,3
|
1965
|
|
Баку
|
СССР
|
1292
|
|
1971
|
Балтимор
|
США
|
905,8
|
2070,7
|
1970
|
Бангкок
|
Таиланд
|
2040
|
|
1968
|
Барселона
|
Испания
|
1794,4
|
1968
|
|
Белград
|
Югославия
|
1204
|
1971
|
|
Белу-Оризонти
|
Бразилия
|
1167
|
|
1968
|
Бенгалуру
|
Индия
|
1027 ,3
|
1744,9
|
1969
|
Берлин
|
ГДР
|
1085
|
|
1971
|
Берлин Западный
|
-
|
2124
|
|
1970
|
Бирмингем
|
Великобритания
|
1074,9
|
2446,4
|
1968
|
Богота
|
Колумбия
|
2512
|
1970
|
|
Бомбей
|
Индия
|
5534,4
|
|
1969
|
Брюссель
|
Бельгия
|
1077,0
|
1968
|
|
Будапешт
|
Венгрия
|
1940
|
|
1970
|
Бухарест
|
Румыния
|
1555
|
1969
|
|
Буэнос-Айрес
|
Аргентина
|
3549,0
|
9070,0
|
1969
|
Варшава
|
Польша
|
1308
|
1970
|
|
Вашингтон
|
США
|
756,5
|
2861,1
|
1970
|
Вена
|
Австрия
|
1643,0
|
|
1970
|
Гавана
|
Куба
|
1755
|
1970
|
|
Гамбург
|
ФРГ
|
1826,4
|
1968
|
|
Гвадалахара
|
Мексика
|
1352,0
|
1969
|
|
Глазго
|
Великобритания
|
956,2
|
1764,4
|
1967
|
Горький
|
СССР
|
1189
|
|
1971
|
Гуанчжоу
(Кантон) |
Китай
|
1840
|
1957
|
|
Дакка
|
Бангладеш
|
829
|
1969
|
|
Дели
|
Индия
|
3600
|
1971
|
|
Детройт
|
США
|
1511,5
|
4199,9
|
1970
|
Джакарта
|
Индонезия
|
2906,5
|
1961
|
|
Йокохама
|
Япония
|
2047,0
|
1968
|
|
Каир
|
Египет
|
4225,7
|
1966
|
|
Калькутта
|
Индия
|
3134,2
|
5074,7
|
1969
|
Канпур
|
Индия
|
1163,5
|
1275,8
|
1969
|
Каракас
|
Венесуэла
|
786,7
|
2064,0
|
1969
|
Карачи
|
Пакистан
|
3060,0
|
|
1969
|
Касабланка
|
Марокко
|
1320,0
|
|
1969
|
Киев
|
СССР
|
1693
|
|
1971
|
Киото
|
Япония
|
1410,0
|
1968
|
|
Китакюсю
|
Япония
|
1050,0
|
1968
|
|
Кливленд
|
США
|
750,9
|
2064,2
|
1970
|
Кобе
|
Япония
|
1253,0
|
1968
|
|
Копенгаген
|
Дания
|
863,7
|
1377,9
|
1966
|
Куйбышев
|
СССР
|
1069
|
|
1971
|
Лахор
|
Пакистан
|
1823,0
|
1969
|
|
Ленинград
|
СССР
|
4002
|
|
1971
|
Лима
|
Перу
|
2415,7
|
1969
|
|
Лион
|
Франция
|
527,8
|
1074,8
|
1968
|
Лондон
|
Великобритания
|
7763,8
|
1968
|
|
Лос-Анджелес
|
США
|
2816,0
|
7032.1
|
1970
|
Люйда
|
Китай
|
1508,0
|
1957
|
|
Мадрас
|
Индия
|
2047,7
|
|
1969
|
Мадрид
|
Испания
|
2850,6
|
1968
|
Город
|
Страна
|
Численность
населения, тыс. жит. |
Год оценки
или переписи |
|
города
|
с пригородами
(или конурбация) |
|||
Манила
|
Филиппины
|
1499,0
|
1968
|
|
Мельбурн
|
Австралийский
Союз |
76,2 2108.5
|
1968
|
|
Мехико
|
Мексика
|
3483,6
|
|
1969
|
Милан
|
Италия
|
1687,3
|
1968
|
|
Монреаль
|
Канада
|
1222,0
|
2527,0
|
1968
|
Монтевидео
|
Уругвай
|
1250
|
|
1967
|
Монтеррей
|
Мексика
|
1011,9
|
|
1969
|
Москва
|
СССР
|
7172
|
|
1971
|
Мюнхен
|
ФРГ
|
1260,6
|
|
1968
|
Нагоя
|
Япония
|
1996,0
|
1968
|
|
Нанкин
|
Китай
|
1419,0
|
|
1957
|
Неаполь
|
Италия
|
1267.0
|
1968
|
|
Новосибирск
|
СССР
|
1180
|
|
1971
|
Нью-Йорк
|
США
|
7867,8
|
16135,5
|
1970
|
Осака
|
Япония
|
3078,0
|
1968
|
|
Париж
|
Франция
|
2590,8
|
8196,7
|
1968
|
Пекин
|
Китай
|
4010,0
|
|
1957
|
Прага
|
Чехословакия
|
1105,6
|
|
1970
|
Пусан
|
Юж. Корея
|
1425,7
|
|
1966
|
Пхеньян
|
КНДР
|
1000
|
1970
|
|
Рисифи
|
Бразилия
|
1100,5
|
|
1968
|
Рим
|
Италия
|
2656.1
|
1968
|
|
Рио-де-Жанейро
|
Бразилия
|
4207,3
|
|
1968
|
Сайгон
|
Юж. Вьетнам
|
1682,0
|
1968
|
|
Сан-Паулу
|
Бразилия
|
5684,7
|
1968
|
|
Сантьяго
|
Чили
|
2447,7
|
1967
|
|
Сан-Франциско
|
США
|
715,7
|
3109,5
|
1970
|
Свердловск
|
СССР
|
1048
|
|
1971
|
Сеул
|
Юж. Корея
|
3794,9
|
1966
|
|
Сиань
|
Китай
|
1310,0
|
|
1957
|
Сидней
|
Австралийский
Союз |
155,5
|
2444,7
|
1968
|
Сингапур
|
Сингапур
|
1987,9
|
|
1968
|
София
|
Болгария
|
973,5
|
1969
|
|
Стамбул
|
Турция
|
1742,0
|
2043,4
|
1965
|
Стокгольм
|
Швеция
|
756,7
|
1288,8
|
1968
|
Сурабая
|
Индонезия
|
1007,9
|
|
1961
|
Тайбэй
|
Китай
|
1604,0
|
|
1969
|
Тайюань
|
Китай
|
1020,0
|
|
1957
|
Ташкент
|
СССР
|
1424
|
|
1971
|
Тегеран
|
Иран
|
2719,7
|
1966
|
|
Токио
|
Япония
|
9012,0
|
11350.0
|
1968
|
Турин
|
Италия
|
1142,2
|
1968
|
|
Тяньцзинь
|
Китай
|
3220,0
|
|
1957
|
Ухань
|
Китай
|
2146
|
|
1957
|
Филадельфия
|
США
|
1948,6
|
4817 ,9
|
1970
|
Хайдарабад
|
Индия
|
1294,8
|
1363,4
|
1969
|
Ханой
|
ДРВ
|
1096
|
1963
|
|
Харбин
|
Китай
|
1552,0
|
|
1957
|
Харьков
|
СССР
|
1248
|
|
1971
|
Хьюстон
|
США
|
1232,8
|
1985,0
|
1970
|
Циндао
|
Китай
|
1121,0
|
|
1957
|
Чикаго
|
США
|
3366,9
|
7612,3
|
1970
|
Чунцин
|
Китай
|
2121
|
|
1957
|
Чэнду
|
Китай
|
1107
|
|
1957
|
Шанхай
|
Китай
|
6900
|
|
1957
|
Шэньян
|
Китай
|
2411
|
|
1957
|
всего местами средоточия промышленного
производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие
в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо
от появления и углубления территориального (географического) разделения
труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности,
транспорта, обмена, а также произ-ва услуг для тяготеющих к Г. ареалов.
Наряду с основной массой Г., базой развития к-рых являются функции
обществ. производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных
(хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных
(Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г.,
такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время - "Г. науки",
напр. Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, напр. Сочи,
Карлови-Вари), религией (Г.- религиозные центры, напр. Мекка, Лурд)
и
т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою
очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками
географич. положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией,
Так, среди Г. пром. профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений
полезных ископаемых или источников энергии (напр., Г. Донбасса или Рурского
басс.); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики
или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в р-нах, обладающих значит. ресурсами
с.-х. сырья (особая разновидность - Г.- центры плантационного хозяйства)
и
т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутр.
перевозок. Во всех случаях для оценки экон.-географич. условий развития
Г. важны величина и хоз. насыщенность тяготеющей к нему территории; для
портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо
развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около
пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном
мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географич. факторы,
определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически
менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в к-рой
развивается Г., напр. его расположение близ горных проходов (многие Г.
Сев. Италии), на судоходной реке (напр., волжские Г.), в
удобной бухте (напр., Владивосток), на рубеже природных зон и т.
п.
В ходе ист. развития одни Г. утрачивали
В Г. в сконцентрированном виде проявляются
Г. представляет собой определённый,
Совр. Г., особенно крупный, представляет
своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые
города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле
тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы трансп. связей;
прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за
мелкими роль лишь местных центров. В целом историч. развитие ведёт ко всё
большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации
страны - важный показатель уровня её экономич. развития. Для совр. урбанизации
характерно широкое распространение групповых форм гор. расселения (так,
в СССР в локальных группах Г. сосредоточено св. 3/
Часто
Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов)
или
конурбации (наиболее известные примеры - огромная сплошь урбанизированная
полоса в США - от Бостона до Вашингтона - т. н. мегалополис;
официальные
конурбации в Великобритании и мн. др.). В социалистич. странах групповые
формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.
производств. отношения, определяющие социальный строй данного общества
(см. ниже - Исторический очерк развития Г.).
отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям
к-рого присущи черты, объединяемые понятием гор. образа жизни. Для Г. характерна
концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая
(по сравнению с деревней) демографич., проф. и организац. структура. Так,
крупный совр. Г. отличается высокой степенью разнообразия видов
профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей
занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в
условиях совр. научно-технич. революции), развитой системой гос. и обществ.
организаций и т. д. В противовес относит. стабильности ср.-век. Г., социальная
организация совр. Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью
и разнообразием внеш. и внутр. связей, отсутствием замкнутых социальных
"ячеек" (община, цех). Гор. образ жизни отличается большим разнообразием
жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи
играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные,
притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных
этнич. групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капитали-стич.
и др. Г. досоциалистич. эпохи имеют место уродливые явления этнической
сегрегации (напр., существование негритянских гетто в США).
собой сложный строит.-инж. комплекс, систему инж. сооружений и коммуникаций
(водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных
линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых
для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой
жилых р-нов, территорий пром. предприятий, конечных пунктов внегородского
транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания
здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства
Г. - развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых
учреждений, гор. освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной
очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское
хозяйство). Система сани-тарно-гигиенич. мероприятий в современном
Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для
здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток
чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость
(см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано
значительное распространение в Г. нек-рых болезней: сердечно-сосудистых,
рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я