ГОРОЧНАЯ АВТОМАТИКА
система
комплексной механизации и автоматизации технологич. процесса ж.-д. сортировочных
горок (см. Горка сортировочная). Автоматизация процесса расформирования
составов поездов с горки решается системами Г. а.: автоматич. регулированием
скорости скатывания отцепов (АРС), горочной автоматич. централизацией стрелок
(ГАЦ), автоматич. заданием скорости роспуска составов (АЗСР), телеуправлением
горочным локомотивом (ТГЛ) и др.
Система АРС служит для поддержания
необходимых интервалов между скатывающимися отцепами с целью исключения
нагонов одного отцепа другим на спускной части горки; для обеспечения требуемой
дальности пробега отцепов и подхода их к вагонам, стоящим на путях сортировочного
парка, с допустимой скоростью соударения (1,5 м/сек). В системе
АРС спец. приборы измеряют ходовые качества и массу каждого отцепа, свободную
длину сортировочного пути, на к-рый следует данный отцеп, и др. параметры.
По этим данным счётно-решающие устройства вычисляют скорость выхода отцепа
с автоматически управляемых тормозных позиций (вагонных замедлителей),
следящие устройства сравнивают вычислительные скорости с фактическими,
поступающими от радиолокац. измерителей скорости, и выдают соответствующие
команды в устройства авторегулирования замедлителей.
Система ГАЦ обеспечивает автоматич.
перевод стрелок по маршруту следования отцепов. Может работать в двух режимах:
программном, при к-ром маршруты следования отцепов предварительно записываются
на перфокарту и считываются с неё в процессе роспуска состава; и маршрутном,
при к-ром маршруты следования отцепов устанавливаются непосредственно перед
их подходом к головной стрелке горки. Для обеспечения связи между движущимися
отцепами и устройствами ГАЦ, а также для исключения перевода стрелки под
вагоном вся спускная часть горки разбита на короткие изолированные одна
от другой секции (рельсовые цепи), к-рые не должны перекрываться
базой грузового вагона.
Система АЗСР вычисляет и задаёт предельно
допустимую скорость надвига состава на горку в момент отделения от состава
очередного отцепа. Длинным отцепам или отцепам, маршруты следования к-рых
делятся на головных стрелках, задаются более высокие скорости роспуска,
чем во всех остальных случаях. Это позволяет повысить ср. скорость роспуска
составов, а соответственно, и перерабатывающую способность горки. Кроме
того, система АЗСР обеспечивает программирование маршрутов для системы
ГАЦ и выдаёт на цифровых индикаторах, установленных в месте расцепки вагонов,
указания о количестве вагонов в двух очередных отцепах, подходящих к горбу
горки.
Система ТГЛ предусмотрена для автоматич.
реализации заданий, выдаваемых системой АЗСР по радиоканалу, обеспечивая
автоматическое (без участия машиниста) управление горочным локомотивом.
Телеуправление позволяет привести локомотив в движение в заданном направлении,
осуществляет регулирование его скорости в соответствии с получаемыми командами
или остановку.
Лит. см. при ст. Железнодорожная
автоматика. Н. М. Фонарёв.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я