ГОРСКИЙ

ГОРСКИЙ Александр Алексеевич
[6 (18). 8. 1871, около Петербурга,- 20.10.1924, Москва], советский артист
балета, балетмейстер, педагог, засл. арт. императорских (позднее гос. академич.)
театров (1915). По окончании Петерб. театр. уч-ща в 1889-1900 артист Мариинского
театра. В 1900 режиссёр балета, в 1902-24 балетмейстер Большого театра.
Возглавив моск. балетную труппу, Г. стал осуществлять реформу балета, опираясь
в большой степени на опыт дра-матич. театров (МХТ и др.). Стремился преодолеть
мн. условности академич. балета 19 в. (канонич. структуру, раздельное существование
танца и пантомимы). Начав с обновления старого спектакля ("Дон Кихот" Минкуса,
1900), Г. переработал мн. балеты классич. наследия, пытаясь пересмотреть
их драматургию, заменяя отвлечённые кордебалетные ансамбли танцами, оправданными
действием, добиваясь историч. достоверности оформления: "Лебединое озеро"
Чайковского, "Конёк-Горбунок" Пуньи, "Жизель" и "Корсар" Адана, "Баядерка"
Минкуса и др. Свои творч. устремления Г. полностью осуществил в самостоят.
работах: "Дочь Гудулы" Симона (1902), "Саламбо" Арендса (1910), "Любовь
быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена (1915),
"Щелкунчик" Чайковского (1919) и др. К 1-й годовщине Окт. революции Г.
поставил балет "Стенька Разин" на муз. А. К. Глазунова, к 5-й годовщине
- детский спектакль на совр. тему "Вечно живые цветы" на муз. Б. В. Асафьева


(с отд. номерами др. композиторов).
Г. преподавал в Петербурге (1896- 1900), с 1902 - в Москве. Среди его учеников:
А. М. Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк и др.


Лит.: Бахрушин Ю., Александр
Алексеевич Горский, 1871-1924, М.- Л., 1946. Е. Я. Суриц.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я