ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА
основное
направление в рус. бурж. историографии 2-й пол. 19 в. Представители Г.
ш. считали главной силой в истории надклассовое гос-во, выражающее якобы
интересы общества в целом. Употребляемый также термин "юридическая школа"
отражает характерное для поздних представителей Г. ш. преобладающее обращение
к юрид. законодат. материалу. Теоретико-филос. основой Г. ш. являлась реакц.
сторона идеалистич. философии Г. Гегеля с её апологией монархич. гос-ва.
В отличие от ист. школы С. М. Соловьёва, Г. ш. означала отказ либерально-бурж.
историографии от идеи ист. закономерности. Её основатель Б. Н. Чичерин
сформулировал
в кон. 50-х гг. 19 в. осн. положения Г. ш.: 1) утверждение гос-ва как движущей
силы рус. истории; 2) обоснование его господствующей роли в рус.
истории особенностями природных условий; 3) вытекающее отсюда противопоставление
истории России истории др. народов, прежде всего Зап. Европы (сб. "Опыты
по истории русского права", 1858, и др.). Создалась классич. формула
Г. ш. о "закрепощении и раскрепощении сословий гос-вом" как определение
социального содержания рус. истории. Всесилие гос-ва объяснялось природными
условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся
"одиночными, блуждающими лицами", "затерянными в необозримом, едва заселённом
пространстве". Этому противопоставлялась организующая роль гос-ва, к-рое
образовывало сословия и закрепляло их на службе обществ. интересам.
Чичерин считал, что все преобразования могут осуществляться только
гос-вом. В этом выводе отразились стремления рус. буржуазии к реформам,
осуществляемым сильной властью, способной предотвратить демократич. революцию
в стране. Положения Чичерина воспринял К. Д. Кавелин,
в кон. 60-х
гг. к Г. ш. примкнул В. И. Сергеевич, для к-рого характерна подмена
комплексных ист. процессов законченными юрид. формулами и неизменными юрид.
отношениями. Теории Г. ш. следовали А. Д. Градовский,
И. И. Дитятин
и мн. др. бурж. историки. Отказ от принципа закономерности послужил
основой для сближения с Г. ш. М. П. Погодина, признавшего её положения
в своих поздних работах ("Древняя русская история до монгольского ига",
т. 1-3, 1871). Отд. положения Г. ш. нашли отражение в работах С.
М. Соловьёва, принявшего в последний период деятельности тезис о "закрепощении
и раскрепощении сословий", но сохранившего до конца осн. принцип единства
внутр. закономерности и органичности ист. развития.
В дальнейшем представители Г. ш. пытались
связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в ист. науке (интерес
к проблемам экономич. и социального развития), напр. В. О. Ключевский.
Но
в целом положения Г. ш. стали в кон. 19 в. использоваться в борьбе с утверждением
идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П.
Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политич. историю, историю
гос. учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирноист.
процесса. Теория Г. ш. в нач. 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологич.
кризис рус. бурж. историографии.
Лит.: Очерки истории исторической
науки в СССР, т. 1-2. М.. 1955-60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография,
М., 1941. Н. Л. Рубинштейн.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я