ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ
комплекс
гос. мероприятий, направленных на ускорение экономич. развития страны.
Сущность Г. к. определяется классовой природой гос-ва, конкретной историч.
обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г. к. различен в
эпоху домонополистич. капитализма, в эпоху диктатуры пролетариата, в развивающихся
странах после завоевания ими политич. независимости.
В эпоху домонополистич. капитализма
Г. к.- гос. вмешательство в экономич. жизнь с целью ускорения процесса
расширенного капита-листич. воспроиз-ва.
На ранних стадиях капитализма нарождавшаяся
буржуазия использовала гос-во для ускорения процесса частнокапиталистич.
накопления. Гос. мероприятия в этой области осуществлялись в трёх направлениях.
Во-первых, превращение гос., церковных и общинных земель в частную собственность.
"Государственные земли отдавались в дар, продавались за бесценок или же
присоединялись к частным поместьям путём прямой узурпации" (Маркс К., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 735). Раздача гос.
земель являлась наиболее распространённой формой гос. субсидий частному
капиталу и на более поздних стадиях капитализма. Так было в Великобритании,
России, США и др. странах. В США, напр., строительство ж. д., осуществлявшееся
частным капиталом, сопровождалось раздачей гос. земель ж.-д. магнатам.
Во-вторых, обеспечение капиталистич. предприятий рабочей силой путём издания
драконовских законов о нищих, на основе к-рых беднота насильственно заключалась
в работные дома тюремного типа, поставлявшие дешёвых работников фабрикантам,
как это было в Великобритании. В России гос-во предоставляло частным заводчикам
принадлежавших ему крепостных крестьян в качестве рабочей силы. В-третьих,
осуществление колониальных захватов, гл. выгоды от к-рых извлекал частный
капитал. Так, накопление капитала, усиленное активной помощью гос-ва, ускорило
пром. развитие Великобритании, что позволило ей занять в 19 в. господствующее
положение в капиталистич. мире.
По мере развития капитализма в др.
странах Европы и Америки потребовались наряду с перечисленными и новые
формы гос. вмешательства в экономич. жизнь, направленные на ускорение капиталистич.
развития и защиту нац. буржуазии от брит. конкуренции. Во мн. странах континентальной
Европы, где развитие капитализма резко отставало от Великобритании и остро
сказывался недостаток частных капиталов для строительства крупных заводов,
ж. д., средств связи и т. п., само гос-во начало выступать в качестве крупнейшего
капиталиста. Оно на свой счёт строило рудники, ме-таллургич. з-ды, арсеналы,
ж. д., телеграфную связь и т. д. Так возникала в 18 и 19 вв. гос. пром-сть
в Германии, России и др. странах. Гос. пром-сть стала гл. содержанием Г.
к. континентальной Европы. Наряду с этим большую роль играли прямые гос.
субсидии капиталистам для сооружения крупных заводов. Рост гос. капиталовложений
и субсидий повлёк за собой рост налогов и гос. долга.
В целях получения дополнит. источника
доходов гос-во в ряде стран устанавливало монополию на произ-во и сбыт
нек-рых потребительских товаров, напр., созданные во 2-й пол. 19
в. гос. табачная монополия в Германии и спирто-водочная монополия в России.
Способствуя т. о. развитию капитализма,
гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции. Отсюда
- протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением
в последней четв. 19 в. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов
ускорилось развитие нац. пром-сти во всех странах Европы и Америки. Характеризуя
протекционизм, К. Маркс писал, что он является "...искусственным средством
фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от старого способа
производства к современному" (там же, с. 767).
С развитием капитализма менялось отношение
буржуазии к государству. Его роль в представлении буржуазии должна
сводиться к охране устоев капитализма и защите его позиций на внешних рынках.
С образованием и ростом резервной армии труда буржуазия уже больше не нуждалась
в насильств. привлечении рабочей силы. С другой стороны, резко обострилась
классовая борьба пролетариата против варварских, ничем не ограниченных
методов эксплуатации. В результате бурж. гос-во вынуждено было пойти на
принятие законов, ограничивавших применение детского и женского труда,
сокращавших продолжительность рабочего дня и положивших начало социальному
страхованию. Развитие новых средств связи и транспорта (организация телеграфно-телефонной
связи, ввод в эксплуатацию гор. транспорта, строительство ж. д. и т. д.)
потребовало
известной финанс. помощи и регулирования со стороны гос-ва. Иногда гос-во
было вынуждено само браться за строительство нерентабельных ж. д. или выкупать
их у частных обществ, оказавшихся несостоятельными.
Буржуазия стала также прибегать к помощи
гос-ва во время экономич. кризисов. Помимо спасения обанкротившихся капиталистов
путём предоставления дешёвого гос. кредита, субсидий или скупки обанкротившихся
предприятий по высоким ценам, как это делал канцлер Бисмарк в Германии
в 80-х гг. 19 в., государство с целью уменьшения безработицы и притупления
классовой борьбы организует во время кризисов общественные работы, за которыми
всегда скрываются выгодные заказы частной пром-сти на поставку материалов
для гос. строительства дорог, каналов и т. п.
Т. о., обеспечение условий для эксплуатации
рабочей силы и выколачивания прибавочной стоимости, раздача гос. земель
в частную собственность, завоевание и ограбление колоний, создание гос.
промышленности и казённых монополий, гос. субсидии и дешёвые кредиты капиталистам,
протекционизм, обществ. работы во время экономич. кризисов - таково осн.
содержание Г. к. в эпоху капитализма свободной конкуренции. В. И. Ленин
писал, что "...государственный капитализм есть налицо - в той или иной
форме, в той или иной степени - всюду, где есть элементы свободной торговли
и капитализма вообще" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 222).
Всё же в эту эпоху гос. вмешательство в экономич. жизнь сводится к минимуму
и носит эпизодич. характер.
Рост гос. собственности на средства
произ-ва, а также мероприятия бурж. гос-ва в области рабочего законодательства
и социального страхования послужили поводом для утверждений некоторых буржуазных
экономистов, напр. К. Родбертуса-Ягецова (Германия), и реформистов
типа Ф. Лассаля (Германия) о мирном превращении капитализма в социализм
(см. "Государственный социализм"). Ф. Энгельс, резко критиковавший
несостоятельность подобных взглядов, писал: "Это чисто корыстная,
манчестерски-буржуазная фальсификация называть „социализмом" всякое вмешательство
государства в свободную конкуренцию - покровительственные пошлины, гильдии,
табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности,
Seehandlung, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике,
а не принимать на веру" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с.
140). Вместе с тем Энгельс всегда подчёркивал двойственную природу
гос. капиталистич. собственности. Гос. собственность при капитализме
не разрешает конфликта между производит. силами и производств. отношениями,
но "...она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения"
(там же, т. 19, с. 223). Во-первых, она доказывает возможность ведения
производства без капиталистов, во-вторых, при переходе власти в руки рабочего
класса она автоматически превращается в социалистическую собственность.
Энгельс указывал, что передача промышленных и коммерческих функций в руки
гос-ва может иметь прогрессивный характер, это - шаг вперёд к коммунизму
(см. там же, т. 34, с. 255).
Г. к. качественно отличен от государственно-монополистического
капитализма. Если первый возникает на ранних стадиях, то последний
является результатом высшей стадии развития капитализма. Если в основе
первого лежит недостаточность частнокапиталистич. накопления, то базой
второго являются концентрация произ-ва и господство монополий, свидетельствующие
об огромном накоплении капитала. Если в первом случае гос. вмешательство
в экономику осуществляется эпизодически, то во втором оно приобретает постоянный
и систе-матич. характер с целью сохранения перезрелого капитализма в условиях
его общего кризиса, существования мировой социалистич. системы и распада
колониальной системы империализма.
С. Л. Далин.
В развивающихся странах Г. к. - создание
гос. предприятий и учреждений в сфере экономики, а также система экономич.
мероприятий, направл. на регулирование частного нац. и иностр. предпринимательства,
воспроизводства рабочей силы, финансирования и кредитования важнейших объектов
общегос. значения. В странах, достигших независимости в результате краха
колониальной системы империализма, Г. к.--важнейшее средство активного
вмешательства гос-ва в экономику, орудие перестройки хоз. структуры, сложившейся
в период колониальной или полуколониальной зависимости. Побудительным
мотивом этого вмешательства в экономику является стремление форсировать
хоз. развитие отсталых стран, ослабить их экономич. и политич. зависимость
от мировой капиталистич. системы. Известное значение для ряда развивающихся
стран имеет и слабость частного нац. капитала, к-рый не в состоянии обеспечить
финансирование строительства дорогостоящих объектов с длит. циклом освоения.
Создание и расширение государственного
сектора становится в 60-70-х гг. 20 в. одной из характерных черт экономич.
развития большинства стран Азии, Африки и Лат. Америки независимо от политич.
ориентации правительств этих стран. Однако характер развития, экономическое
значение и социальные последствия роста гос. сектора резко различаются
в зависимости от того, кому принадлежит власть и каковы социальныеустремления
господствующих сил общества. В ряде стран (АРЕ, Бирма, Гвинея, Алжир, Нар.
Республика Конго) гос. сектор и меры по гос. регулированию экономич. жизни
направлены против империалистич. монополий и крупной нац. буржуазии. Усиление
позиций гос-ва в решающих отраслях нар. х-ва (энергетика, крупная пром-сть,
внеш. торговля, финансы и кредит) способствует созданию независимой экономики
и решению сложных социальных проблем. В странах, где экономич. политику
гос-ва определяет крупная нац. буржуазия, развитие гос. сектора нередко
ограничивается теми отраслями и предприятиями, к-рые способствуют росту
частного предпринимательства в более прибыльных отраслях произ-ва.
Формирование гос. сектора в развивающихся
странах происходит различными путями. В ряде стран он создавался первоначально
за счёт тех предприятий и учреждений, к-рые остались от колониальных властей.
Объём такой собственности обычно невелик, поскольку колонизаторы не строили
крупных предприятий. В др. странах гос. сектор создавался путём национализации
иностр. и отечеств. компаний. В нек-рых странах после завоевания независимости
была частично национализирована собственность только иностр. владельцев,
в АРЕ, Бирме и др. национализация затронула и местный капитал.
Осн. методом расширения гос. сектора
является новое строительство, осуществляемое обычно на основе нац. программ
развития. Именно на этой базе развивается и крепнет гос. сектор в АРЕ,
Гвинее, Индии и ряде др. развивающихся стран. В АРЕ национализация имущества
частных компаний и крупные гос. инвестиции в новое строительство привели
к тому, что к нач. 70-х гг. гос-ву принадлежало или находилось под его
контролем более половины стоимости всех осн. фондов нар. х-ва. Национализированы
все активы в области финансов и инфраструктуры. В пром-сти ок. 90% производств.
мощностей представляет гос. собственность или контролируется гос-вом. В
кон. 60-х гг. предприятия гос. сектора производили более 3/4 всей пром.
продукции. В Индии в ходе выполнения трёх 5-летних планов (1951/52-1955/56;
1956/57- 1960/61; 1961/62-1965/66) были построены крупные гос. металлургич.
и маш.-строит. з-ды, предприятия нефтедобывающей, хим., лёгкой пром-сти.
Объём пром. произ-ва за период 1960-69 увеличился на 54%. Линия на дальнейшее
усиление гос. сектора нашла своё выражение в национализации крупнейших
частных банков и решении инд. пр-ва национализировать импорт пром. сырья
(1969).
В Бирме в результате национализации
имущества иностр. монополий и ограничения частного предпринимательства
гос. сектор занял господствующее положение в добывающей и обрабатывающей
пром-сти, на транспорте, в банках и внеш. торговле.
Особое значение для развивающихся стран
имеет введение полной или хотя бы частичной монополии внеш. торговли, а
также укрепление позиций гос-ва в сфере банковского дела и кредита. Подобные
гос. мероприятия позволяют концентрировать доходы страны для нужд нац.
развития, спссобствуют решению проблемы накопления. Рост гос. сектора позволяет
вовлекать избыточное трудоспособное население деревни в пром-сть, транспорт,
сферу обслуживания, расширяет ёмкость внутр. рынка, способствует повышению
жизненного уровня населения.
Значение Г. к. в экономике развивающихся
стран определяется и тем, что рост гос., общенац. собственности и расширение
гос. вмешательства в экономику способствуют осуществлению нац. программы
развития на основе перспективных планов. Реальность этих планов находится
в прямой зависимости от размеров и структуры гос. сектора, от объёма и
распределения гос. инвестиций, от последовательности в проведении мер по
гос. регулированию экономич. процессов, протекающих в стране.
Развитие Г. к.- объективная необходимость
для стран Азии, Африки и Лат. Америки, борющихся за свою экономич. самостоятельность,
за полный суверенитет. Е. А. Брагина, Н. В. Опарин.
В переходный период от капитализма
к социализму Г, к.- один из общественно-экономич. укладов, к-рый допускается
и регулируется пролет. гос-вом. Существует в форме концессий иностр. капитала,
аренды гос. предприятий, смешанных обществ, частной торговли на комиссионных
началах, кооперации и др.
Теоретич. обоснование сущности Г. к.
в переходный период от капитализма к социализму было дано В. И. Лениным.
Он отмечал, что принципиально новая природа Г. к. предопределяется новым
(пролетарским) характером власти и условиями, в к-рых он действует, когда
капитализм перестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом
произ-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 84-85).
Как особый уклад переходного периода
Г. к. может сыграть важную роль на пути социалистич. преобразования экономики.
Он является более прогрессивной формой х-ва по сравнению с частным капитализмом,
мелкотоварным и натуральным произ-вом. Переход частного капитализма, а
вместе с ним и мелкотоварного произ-ва на рельсы Г. к. облегчает переход
страны к социализму, ибо позволяет сохранить или создать крупное машинное
произ-во, использовать в интересах пролетариата ден. средства, знания,
опыт, организаторские способности буржуазии и бурж. интеллигенции.
Общей закономерностью для всех стран,
переходящих к социализму, является многоукладность в экономике переходного
периода. Ликвидация многоукладности и превращение социалистич. уклада в
господствующую систему общественного произ-ва составляют содержание переходного
периода. Переход от капитализма к социализму отдельных стран происходит
в разное время и при различных внутр. и внеш. условиях. Исходный уровень
экономики страны, с к-рого начинается переход к социализму, соотношение
классовых сил внутри данной страны и на мировой арене обусловливают особенность
использования Г. к. в интересах победы социализма.
Особенностью Г. к. в СССР явилось то,
что гос. капиталистич. предприятия оставались общенар. собственностью.
В собственности концессионеров-арендаторов оставался только оборотный капитал
(готовая продукция, ден. средства). Осн. же фонды (здания, оборудование,
земля и т. д.), включая вновь построенные и ввезённые из-за границы,
не
могли быть проданы или переданы капиталистом другому лицу, а финанс.
органы не могли взыскивать долги с концессионера-арендатора за счёт
основных фондов. "Арендатор, - отмечал В. И. Ленин, - не есть собственник...
Аренда - договор на срок. И собственность и контроль за н а м и, за рабочим
государством" (там же, т. 52, с. 193). Отношения между капиталистами
и рабочими концессионных предприятий продолжали оставаться отношениями
капитала и наёмного труда, рабочая сила оставалась товаром, сохранялся
антагонизм классовых интересов. В то же время эти отношения находились
под контролем и регулировались пролетарским государством, что существенно
изменяло условия классовой борьбы в пользу рабочего класса.
Г. к. не получил в СССР сколько-нибудь
широкого развития и занимал в экономике страны незначит. позиции, что объяснялось
быстрым ростом крупной социалистич. пром-сти. К тому же попытки Сов. roc-ва
использовать Г. к. для социалистич. преобразований встречали со стороны
буржуазии активное сопротивление. Русская буржуазия не пошла на Г. к. и
была поэтому насильственно экспроприирована. В 1923-24 удельный вес госкапиталистич.
предприятий в валовой продукции нар. х-ва составил лишь 0,1%, а число занятых
на них в конце 1925 не превышало 1% рабочих страны.
Г. к. как средство преобразования капиталистич.
собственности в социалистическую использовался в переходный период в ряде
социалистич. стран. Наибольшее развитие он получил в ГДР, КНДР и ДРВ.
Особенностью этих стран было то, что
они, благодаря всесторонней помощи СССР, не прибегали к услугам иностр.
капитала. Осн. формой Г. к. в ГДР и ДРВ стали смешанные гос.-частные предприятия
с участием гос. и нац. частного капитала. Образованию этих предприятий
предшествовало широкое распространение менее развитых, т. н. низших, форм
Г. к. - капиталистич. предприятий, производств. или коммерч., деятельность
которых находилась под прямым экономич. контролем пролет. гос-ва. В дальнейшем
осуществлялось постепенное последовательное преобразование смешанных гос.-частных
предприятий в социалистические. Гос.-частные предприятия получили распространение
в КНР. К сер. 60-х гг. 20 в. формы Г. к. в разной степени сохранились в
КНР, ДРВ и ГДР. к. Г. Козлова.
Лит.: Маркс К., Капитал, т.
1, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 319. 748, 761, 767, т.
2, там же, т. 24, с. 263 - 64, т. 3, там же, т. 25, ч. 1, с. 145 -46; Энгельс
Ф., Письмо к Шмидту от 27 октября 1890 г., там же. т. 37, с. 414-22; Ленин
В. И., Экономическое содержание народничества, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 1, с. 369; Экономическая теория Маркса - Ленина и современный капитализм,
М., 1967, с. 67 - 73; Мирзоян С. М. и Орехов Л. Н., Государственный сектор
в экономике освободившихся стран, М., 1965; Левковский А. И., Особенности
развития капитализма в Индии, М., 1963; Степанов Л. В., Проблема экономической
независимости. О путях развития национальной экономики освободившихся
стран, М., 1965; Развивающиеся страны в борьбе за независимую национальную
экономику (Условия, факторы, перспективы), под ред. Н. Г.
Поспеловой,
М., 1967; Левин А. Я.,Социально-экономические уклады
в СССР в период перехода от капитализма к социализму (Государственный капитализм
и частный капитализм), М., 1967; Сеид-Гусейнов А. Г., Государственный
капитализм в переходный период от капитализма к социализму, М., 1960; Юферева
Е. В., Ленинское учение о госкапитализме в переходный период к социализму,
М., 1969.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я