ГОТИКА
(от итал. gotico, букв.-
готский, от назв. герм. племени готов), готический стиль, художественный
стиль, явившийся заключит. этапом в развитии ср.-век. иск-ва стран Зап.,
Центр. и частично Вост. Европы (между сер. 12 и 15-16 вв.). Термин "Г."
был введён итал. гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение
всего ср.-век. иск-ва, считавшегося "варварским". С нач. 19 в., когда для
иск-ва 10-12 вв. был принят термин "романский стиль", были ограничены хронологич.
рамки Г., в к-рон, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая
(высокая) и поздняя фазы.
Схема конструкции готического храма.
В идеологии и культуре времени Г. сохранялись
феод.-церк. основы; Г. развивалась, как и романский стиль, в областях,
где господствовала католич. церковь, и под её эгидой. Готич.
иск-во
оставалось по преимуществу культовым по назначению и религ. по тематике:
оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Отсюда
сим-волико-аллегорич. способ мышления в Г. и черты условности в её художеств.
языке. От романского стиля Г. унаследовала и безраздельное главенство архитектуры
в системе иск-в, и традиц. типы культовых зданий. Ведущим типом в эпоху
Г. стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи
(представленной в Г. преим. витражами). Огромное, несоизмеримое
с человеком Пространство собора, устремление к небу его башен и сводов,
подчинение статуй динамич. архит. ритмам, ирреальное свечение витражей
оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Вместе с тем развитие иск-ва Г. отразило
кардинальные изменения в структуре ср.-век. об-ва: начало формирования
централизованных гoc-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских
сил - гор., торговых и ремесл.-цеховых, а также придворно-рыцарских слоев.
В период Г., с его более высоким уровнем развития обществ. сознания, ремесла
и техники, ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения, расширялись
возможности познания, эстетич. освоения реального мира, особенно в области
человеческих отношений, духовных устремлений и лирич. эмоций; сложились
новые архит. типы и тектонические системы.
Эволюция интерьера готического храма.
1. Ранняя готика. Франция (собор Парижской богоматери). 2. Зрелая готика.
Франция (собор в Реймсе). 3. Поздняя готика. Англия ("украшенный
стиль"; аббатство Гисборо). 4. "Перпендикулярная готика". Англия
(собор в Уинчестере).
Начали интенсивно развиваться градостроительство
и гражд. архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торг. ряды,
склады, гор. башни-"бефруа" и т. д.). Складывались гор. архит. ансамбли,
в к-рые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы.
Гл. гор. площадь обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями
в нижних этажах. Обычно от площади расходились радиальные улицы; узкие
фасады 2-5-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль
улиц и набережных. Совершенствовалось фортификац. стр-во: города окружались
мощными стенами, проездные башни богато украшались; замки королей и феодалов
постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы
крепостных, дворцовых и культовых сооружений. В центре города, господствуя
над его застройкой, находился собор или замок.
Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная
каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность
романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич. единство
пространств. ячеек и намного увеличить интерьер. Собор стал средоточием
гор. жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением
в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили
собрания горожан. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно
и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преим.
богословского), символом Вселенной; весь художеств. строй собора,
сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие
и разнообразие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их соподчинения,
выражал не только порождённые феод. строем идеи обществ. иерархии, власти
божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие
усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады.
Разрезы готических храмов, 1. Собор
в Реймсе. Франция. 1211 - 1311. 2. Зальная церковь Элизабеткирхе в Марбурге.
ФРГ. 1235-83.
Синтез иск-в в Г. несравненно богаче
и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее
и логичнее; в ней отразились все ср.-век. представления о мире. Осн. видом
изобразит. иск-ва была скульптура. Впервые после античности статуи и скульпт.
группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое
художеств. содержание и развитые пластич. формы; застылость и замкнутость
столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением
друг к другу и к зрителю. Вновь возник (хотя и на спиритуалистич. основе)
интерес
к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам человека. По сравнению
с античностью круг эмоциональных и этич. ценностей существенно видоизменился:
в иск-во вошли тема материнства, тема нравств. страдания, мученичества,
душевной стойкости человека - жертвы насилия. Обращение к многообразию
и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил ср.-век.
общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм иск-ва Г.: в
нём переплетались лиризм и трагич. аффекты, высокая духовность и сатира,
фантастич. гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряжённый
эмоциональный строй готич. иск-ва непосредственно создаётся устремлённостью
фигур, их лёгким S-образным изгибом и остро выразит. ритмом драпировок
в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах.
Эпоха Г.- время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи,
время высокого подъёма декоративных иск-в, связанного с расцветом цехового
ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в
многообразных металлич. изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях
и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются
с блестящим мастерством и тщательностью отделки. Г. зародилась в Сев. Франции
в сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Её возникновение было
обусловлено формированием города как самостоят. политич. и экономич. силы
и новыми потребностями гор. жизни; быстрому развитию франц. Г. способствовал
нац. подъём, связанный с начавшимся объединением страны. Символами централизов.
королевства и независимости растущих городов стали кам. готич. соборы,
получившие во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3-5-нефные
базилики с трансептом и полукруговым обходом хора ("деамбулаторием"),
к
к-рому примыкают радиальные капеллы ("венец капелл"). Необычайно
высок (в соборе в Бове 47,5 м) и просторен (в соборе в Амьене
118 м X 33 м) интерьер, озарённый цветным светом витражей:
ряды стройных столбов, мощный взлёт остроконечных стрельчатых арок, убыстрённый
ритм арочек верхней галереи (трифория) порождают чувство неудержимого
движения ввысь и вперёд, к алтарю; контраст высокого светлого гл. нефа
с полутёмными боковыми нефами создаёт живописное богатство аспектов,
ощущение
беспредельности пространства. Конструктивной основой собора служит каркас
из столбов (в зрелой Г. принимающих вид пучка колонн)
и опирающихся
на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных
ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
к-рые
вместе с диагонально перекрещивающимися рёбрами (нервюрами)
образуют
остов крестового свода, заполняемый облегчёнными распалубками. Боковой
распор свода передаётся связующими косыми арками (аркбутанами)
на
мощные наружные столбы (контрфорсы). Освобождённые от нагрузки стены
в промежутках между столбами прорезались арочными окнами. Вынесение наружу
конструктивных элементов, нейтрализующих распор свода,
позволило
создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера,
стремительного
вознесения его вертикалей, умеряемого междуярусными членениями. В свою
очередь обнажённые конструкции, окружающие собор с Ю., В. и С. (и не видимые
ни в интерьере, ни с фасада), впечатляют наглядным выражением
действия тектонич. сил, мощью своего ритма.
Двухбашенные зап. фасады франц. соборов
с 3 глубокими "перспективными" порталами и узорным круглым окном
("розой") в центре сочетают устремление ввысь с ясностью и уравновешенностью
членений. На фасадах бесконечно варьируются стрельчатые арки и архит.-пластич.
мотивы - ажурные фронтоны (вимперги), башенки (фиалы), завитки
(краббы)
и
т. д. Ряды статуй на консолях перед коленками порталов и в верх. арочной
галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов образуют цельную символич.
систему, в к-рую входят персонажи и эпизоды Священного писания,
аллегорич.
образы. Весь декор ритмически организован, строго подчинён архитектурным
членениям. Этим обусловлены тектоника и пропорции статуй, торжественность
их поз, сдержанность их жестов. Лучшие статуи на фасадах соборов (Реймс,
Амьен, Страсбур, порталы трансепта в Шартре)
проникнуты одухотворённой
красотой, искренностью и человечностью чувства. Др. части здания
также украшались рельефами, статуями,
растит. орнаментом,
изображениями фантастич. животных ("химерами"); характерно обилие
светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич.
изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме к-рых преобладали
красные, синие и жёлтые тона.
Сложившаяся готич. каркасная система
появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44). К ранней Г. относятся
также соборы в Лане (ок. 1150-1215), Парижской богоматери (1163-1257),
в Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма, совершенством архит.
композиции и
Планы готических храмов. 1. Собор в
Реймсе. Франция. 1211-1311. 2. Церковь Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце.
ГДР. 1499 - 1525. 3. Церковь Олевисте в Таллине. 13 - 16 вв.
скульпт. декора отличаются грандиозные
соборы зрелой Г. - в Реймсе (1211-1311) и Амьене (1220-88),
а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-48) с великолепными витражами.
С сер. 13 в. соборы франц. типа строились в др. европ. странах - в Германии
(Кёльн, 1248-1880) и Нидерландах (Утрехт, 1254-1517),
Испании
(Бургос, 1221-1599) и Англии (Вестминстерское аббатство в
Лондоне, 1245-1745), Швеции (Упсала, начат ок. 1260), Чехии
(хор и трансепт собора св. Вита в Праге, 1344-1420) и Италии (Милан,
1386-1856), где складывались также самостоят. нац. варианты Г. Крестоносцы
донесли принципы франц. Г. вплоть до Родоса, Кипра и Сирии. В самой
Франции в кон. 13 - нач. 14 вв. стр-во соборов переживало кризис: архит.
формы становятся суше, декор - обильнее, статуи приобретают одинаковый
подчёркнутый изгиб и стандартную слащавость. Одновременно возникают новые
разнообразные и не претендующие на универсальность художеств. формы; в
них отразились рост самосознания бюргерства, стремившегося создать собств.
культуру, и аристократизация феод. знати, возрастающая утончённость придворного
быта. С 14 в. всё большее значение приобретали гор. и монастырские церкви
зального типа (с равной высотой нефов), замковые и дворцовые капеллы.
Все они невелики, просты в плане, но по их сводам ("сетчатым",
"сотовым",
"звёздчатым" и т.д.) стелются сложные, иногда криволинейные узоры
нервюр. Характерен для поздней ("пламенеющей") Г. и прихотливый,
напоминающий языки пламени узор оконных переплётов (церковь Сен-Маклу в
Руане, 1434-70). Возрастает значение светского гор. зодчества, в
к-ром использовались не столько конструктивные особенности Г. <, сколько
её композиц. и декоративные приёмы: на гл. площади города строятся ратуши
с обильным декором и часто с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509),
замки превращаются в богато убранные внутри дворцы (дворец пап в Авиньоне,
1334-52;
замок Пьерфон, 1390-1420), строятся особняки ("отели")
богатых
горожан (дом Жака Кёра в Бурже, 1443- 1451). Кам. скульптуру на
фасадах храмов сменили алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную
и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. В
позднеготич. иск-ве складывается новый эмоциональный строй образов: манерная
стилизация и экспрессия, экзальтированный драматизм, пристрастие к сценам
страданий, изображённых с жестокой натуральностью. В то же время возникают
светские росписи (дворец пап в Авиньоне, 14-15 вв.), портрет ("Иоанн
Добрый", ок. 1360), а в миниатюрах богослужебных книг и особенно
часословов знатных лиц ("Малый часослов герцога Беррийского", ок. 1380-85)
намечается
стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче жизненных
наблюдений, пространства и объёма. К лучшим образцам франц. готич. иск-ва
принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии,
лиможская выемчатая эмаль, шпалеры и резная мебель.
В Германии расцвет Г. наступил в сер.
13 в. (зап. хор собора в Наумбурге, после 1249). Здесь рано появились зальные
церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 <-83); на Ю.-З. сложился
тип однобашенного собора (Фрейбург-им-Брейсгау, ок. 1200 <- кон.
15 в.; Ульм, 1377- 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м);
на С. строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 <- 1334;
Мариенкирхе в Любеке, ок. 1270- 1350), в к-рых упрощение планов,
объёмов и конструкций сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазуров.
и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-40). Многообразны
по типам, композиции и декору кам., кирпичные и фахверковые светские постройки
- гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные
залы - с арочными галереями, башенками, эркерами. Впечатляющая конкретность
образов и мощная пластин, экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг,
Магдебург, Наумбург- 13в.), располагавшуюся, как правило, в интерьерах.
Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской
области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Поздняя нем. Г. (кон. 14- нач.
16 вв.) породила блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце,
1499-1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Мейсене, 1471- 1485) со сложными
сводами; расцвели алтарные скульптура и живопись. Крупные готич. постройки
возникли в Австрии (готич. части собора св. Стефана в Вене, 1304-1454)
и Швейцарии (собор в Берне, 1421-1588).
Славу нидерл. Г. принесли великолепные
башни соборов в Антверпене (1521 - 1530) и Мехелене (1452-1578), но особенно
гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200-1304, в Брюгге, 1248-1482;
ратуши в Брюсселе, 1401<-55, Лёвене, 1448-59, Ауденарде, 1526-37),
декор к-рых подчас фантастически сложен и богат.
В Англии предпосылки для Г. возникли
раньше, чем на континенте (первые в Европе готич. своды - в соборе в Дареме,
ок. ИЗО-33), но развитие её, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями, было
замедленным и длительным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно представляют
собой невысокий вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора
и башней над средокрестием. Упрощённость и геометричность объёмов как бы
возмещаются сложностью узора на фасаде и сводах. По формам декора различаются
стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери, 1220- 1266), "украшенный"
(близкий к "пламенеющей" Г.; собор в Эксетере, между 1275-1375) и "перпендикулярный",
не имеющий аналогий в др. странах и отличающийся дробным ритмом непрерывающихся
вертикалей на стенах и окнах и чисто декоративным прихотливым плетением
нервюр на сводах и резных потолках (хор собора в Глостере, 1329-77; капелла
Кингс-колледжа в Кембридже, 1446- 1515). С Г. связан расцвет англ. книжной
миниатюры, резьбы по алебастру и дереву и вышивки. Влияния англ., франц.,
а также нем. кирпичной Г. переплетались в готич. зодчестве Норвегии (собор
в Тронхейме, готич. части - 1180-1320), Дании (собор св. Кнуда в
Оденсе, ок. 1300-15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369-1430).
В Испании гор. соборы (Леон, 1205-88;
Севилья, 1402-1506) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады
и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло)
со
скульптурой и живописью. Влияние мавританского иск-ва сказалось особенно
сильно в Г. Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготич. однонефные
залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укреплённые
контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325-1607, шир. нефа 24 м).
Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме
на Мальорке, 1426-51). В 16 в. готич. конструкции были перенесены
в исп. колонии в Америке.
Своеобразна Г. Италии, где в 13-14
вв. готич. элементы включались в храмы, сохранявшие общий романский тип
(собор в Орвието, 1290-1569); даже храмам с готич. сводами (Санта-Мария
Новелла во Флоренции, ок. 1278-ок. 1360) присущи статичность масс,
ясная обозримость обширного пространства. В богатых итал. городах велось
интенсивное стр-во гражд. зданий - ратуш (Палаццо Публико в Сиене, 1297-1310)
и
дворцов (Дворец дожей, в осн. 14-16 вв., и Ка д'Оро, 1422-40, в
Венеции), где были оригинально переработаны черты готич. стиля.
Влияние венец. Г. ощутимо в архитектуре Далмации, Греции, Крита, Кипра.
В итал. изобразит. иск-ве распространение Г. было ограничено ранним развитием
культуры Возрождения.
В вост. областях Европы готич. постройкам
нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм. В Венгрии
Г. распространилась в кон. 13-15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок
в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14 в., когда были
начаты собор св. Вита и Старомест-ская ратуша в Праге, зальный храм св.
Барбары в Кутна-Горе (1388-1547), построены Карлов мост в Праге
(1357- 1378), королев. замок Карлштейн (1348- 1357) и зальные
церкви юж. Чехии. Г. распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382-1499),
Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в
Брашове, ок. 1385-ок. 1476). В Польше развитие Г. началось в 13-14
вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры,
а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске,
1378-1492, и Торуни, 13-14 вв.). Церкви строились в основном из
кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, ок. 1360-1548; зальный костёл Девы
Марии в Гданьске, 1343-1502) и нередко украшались фресками. В Латвии
переход к Г. падает на 13- 14 вв. (Дамская церковь в Риге, 1211
- ок. 1300; замок в Цесисе, 13-16 вв.). В юж. Эстонии в 14 в. строились
кирпичные готич. церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Готич.
облик Таллина определился в 14-15 вв., когда были построены стены и мн.
башни, сложились укреплённый центр - Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская
часть города с ратушей (до 1341-1628) и церковью Олевисте (хор -
ок. 1400). К 14-15 вв. относятся и ранние готич. памятники Литвы
(Тракайский замок на о-ве); в 15-16 вв. богатый кирпичный декор
получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно
в Каунасе.
В позднеготич. эпоху накопление эмпи-рич.
знаний, рост интереса к реальному миру, к наблюдению и изучению натуры,
усиление роли творческой индивидуальности всё больше вступали в противоречие
с догматич. основой Г., вели к её распаду и подготавливали почву для ренессансной
системы миросозерцания. Этот процесс отчётливо проявился в 14 в. во франц.
миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер, Клаус де Верве) и живописи
(Мельхиор Брудерлам и др.) Бургундии, в чеш. скульптуре (Пётр Парлерж)
и
живописи (мастер Теодорик, мастера Вышебродского и Тршебоньского алтарей).
Ещё интенсивнее он шёл в 15 в., ускоренный влиянием итал. и нидерл. Возрождения,
а в 16 в. Г. повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее
нац. готич. наследие, глубоко укоренившееся в нар. жизни мн. европ. стран,
оказывало сильное влияние на иск-во Возрождения и барокко, особенно в Сев.
Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации (см. Ложная готика).
Романтизм
19 в. усилил интерес к Г., вошедшей в круг осн. источников духовных традиций
человечества. Археол. изучение Г. вызвало возрождение принципов готич.
конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки
реставрации ср.-век. художеств. ремёсел стали отправной точкой для поисков
новых путей развития декоративного искусства.
Илл. см. на вклейках - к стр. 33 и
табл. IX, X (стр. 208-209).
Лит.: Всеобщая история искусств,
т. 2, кн. 1, М., 1960; Нессельштраус Ц. Г., Искусство Западной Европы в
средние века, Л.- М., 1964; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М.,
1966; Harvey J., The gothic world. 1100 - 1600, L., 1950; Sedlmayr H.,
Die Entstehung der Kathedrale, Z., 1950; Jantzen H., Die Gothik des Abendlandes,
Schauberg - Koln, 1962; Martindale A., Gothic art. From the twelfth to
fifteenth centuries, N. Y.- Wash., [1967]. E. П. Ювалова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я