ГОФМАН
(Hoffmann) Эрнст
Теодор Амадей (24. 1. 1776, Кенигсберг, - 25. 6. 1822, Берлин), немецкий
писатель, композитор, муз. критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника.
В Кёнигсбергском ун-те изучал юрид. науки. В Берлине с 1816 был на гос.
службе советником юстиции. Новеллы Г. "Кавалер Глюк" (1809), "Музыкальные
страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" (1810), "Дон Жуан" (1813)
позднее вошли в сб. "Фантазии в духе Калло" (т. 1-4, 1814-15). В повести
"Золотой горшок" (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном
и фантастическом. В романе "Элексир дьявола" (1815-16) действительность
предстаёт как стихия тёмных, сверхъестеств. сил. В "Удивительных страданиях
одного директора театра" (1819) изображены театр. нравы. Его символико-фантастич.
повесть-сказка "Крошка Цахес по прозванию Циннобер"(1819) носит ярко сатирич.
характер. В "Ночных рассказах" (ч. 1-2, 1817), в сб. "Серапионовы братья"
(т. 1-4, 1819-21, рус. пер. 1836), в "Последних рассказах" (изд. 1825)
Г. то в сатирич., то в трагич. плане рисует конфликты жизни, романтически
трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконч. роман "Житейские
воззрения кота Мурра" (1820-22) - сатира на нем. филистерство и феод.-абсолютистские
порядки. Роман "Повелитель блох" (1822) содержит смелые выпады против полицейского
режима в Пруссии.
Ярким выражением эстетических взглядов
Г. являются его новеллы "Кавалер Глюк", "Дон Жуан", диалог "Поэт и композитор"
(1813), цикл "Крейслериана" (1814). В новеллах, а также в "Фрагментах биографии
Иоганнеса Крейслера", введённых в роман "Житейские воззрения кота Мурра",
Г. создал трагич. образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего
против филистерства и обречённого на страдание.
Знакомство с Г. в России началось с
20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит
"...пошлой рассудочной ясности и определенности...", в то же время порицал
Г. за отрыв от "...живой и полной действительности" (Полн. собр. соч.,
т. 4, 1954, с. 98).
Музыке Г. учился у своего дяди, затем
у органиста Хр. Подбельского (1740- 1792), позднее брал уроки композиции
у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармонич. об-во, симфонический оркестр
в Варшаве, где он служил гос. советником (1804-07). В 1807-13 работал как
дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и
Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в "Альгемайне музикалише
цайтунг" ("Allgemeine musikalische Zeitung", Лейпциг).
Один из основоположников романтич.
муз. эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке
сформулировал её существ. тенденции, показал трагич. положение музыканта-романтика
в обществе. Он представлял музыку как особый мир ("неведомое царство"),
способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного
и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о муз. соч., композиторах,
исполнителях.
Произв. Г. оказали влияние на К.М.
Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Г. получили воплощение в
творчестве Р. Шумана ("Крейслериана"), Р. Вагнера ("Летучий Голландец"),
П. И. Чайковского ("Щелкунчик"), А. Ш. Адана ("Жизель"), Л. Делиба ("Коппелия"),
Ф. Бузони ("Выбор невесты"), П. Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами
для опер послужили произв. Г. -"Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка
Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Г. - герой опер
Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана", 1881) и Г. Лаччетти ("Гофман", 1912).
Г. - автор первой нем. романтич. оперы
"Ундина" (соч. 1813), оперы "Аврора" (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных
сочинений.
Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd
1 - 15, Lichtenstein - Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1-6, В., 1958;
Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер.- Собр.
соч., т. 1-8, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1 - 7, М., 1929-30 (не законч.);
Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1 - 3, М., 1962; Библиография
русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М.,
1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967. Лит.: Герцен А. И.,
Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм
Э. Т. А. Гофмана, "Уч. зап. Московского гос. педагогического ин-та. Кафедра
истории всеобщей литературы", 1937, в. 3; Бpayдо Е. М., Э. Т. А. Гофман,
П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776-1822, "Музыкальное
образование", 1926, № 3 - 4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера,
в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Werner H. G.,
Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre Е. Т. A. Hoffmann-Forschung
1805 - 1965, Stuttg., 1967; Е. Т. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten
und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theо, Е. Т. A. Hoffmann als bildender
Kunstler, В., 1954; Moos P., Е. Т. A. Hoffmann als Musikasthetiker, "Die
Musik", 1907, 6 Jg, April, S. 67 - 84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als
Musiker und Musik-schriftsteller, Koln, 1954.
C. П. Гиждеу, С. А. Маркус.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я