ГРАБАРЬ

ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (25.
3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед,
нар. художник СССР (1956), действит. чл. АН СССР (1943) и АХ СССР (1947).
Учился в петерб. АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина,
в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу
А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам
Зап. Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889)
и в Москве (с 1903). Чл. объединений "Мир искусства" и Союз русских художников.
В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская
гал.). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом
пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием рус. природы,
постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом
освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима.
Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег",
1904,- все в Третьяковской гал.). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов;
стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения,
красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется
густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к
неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе
в Третьяковской гал.). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало
(серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архит. и
художеств. музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революц.
сатирич. журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была
построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой. С нач. 1890-х
гг. Г. выступает с художеств.-критич. статьями (с 1899 в журнале "Мир искусствам).
По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История
русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов).
Г. сыграл большую роль в распространении в России науч. принципов искусствознания
(окончательно сложившихся уже в сов. время) и организации комплексного
метода изучения истории иск-ва, при к-ром она рассматривается в тесной
связи с общим развитием нац. культуры и обществ. мысли. В дореволюц. период
Г. создал ряд монографич. исследований о творчестве рус. художников. В
1913-25 возглавлял Третьяковскую гал., где в 1914-15 перестроил экспозицию
на науч. началах и издал каталог (1917). После Великой Окт. социалистич.
революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников
иск-ва и старины, одним из основоположников сов. музееведения и реставрац.
дела, инициатором создания Центральных реставрац. мастерских (в 1918-30
директор, с 1944 науч. руководитель). С деятельностью Г. - реставратора
и учёного - связано открытие и исследование мн. произв. др.-рус. иск-ва
11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его науч. истории.
В пейзажной живописи Г. сов. времени непосредств. эмоциональность импрессионистич.
этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный
образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день",
1941,- обе в Третьяковской гал.). С кон. 1920-х гг. Г. работал над портретами
деятелей сов. культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева
за работой над оперой "Война и мир", 1941,- оба в Третьяковской гал.; М.
В. Морозова, 1934, Курская карт, гал.; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба
"Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин
у прямого провода " (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина"
(1938: обе - в Центр. музее В. И. Ленина, Москва). В сов. время Г. опубл.
ряд монографич. исследований и статей о рус. иск-ве. Г.-ред. и один из
авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор Ин-та
истории иск-в АН СССР (с 1944). Преподавал в Моск. ун-те (проф. с 1921),
Моск. художеств. ин-те (1937-43, директор), Ин-те живописи, скульптуры
и архитектуры Всеросс. АХ (в 1943-46 директор). Гос. пр. СССР (1941). Награждён
2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.


Илл. см. на вклейке к стр. 200.


Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество,
М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т. 1 - 2, М.- Л., 1937; Моя
жизнь. Автомонография, М.- Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском
искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.


Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь,
М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я