ГРАВЮРА

ГРАВЮРА (от франц. gravure),
1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"),
на к-рой вырезан рисунок; 2) вид иск-ва графики, включающий многообразные
способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков.
В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати,
различаются выпуклая и углублённая Г.; нередко к Г. относят и литографию
("плоская Г."), создание к-рой не связано с процессами гравирования. Г.
использует присущие графич. иск-вам средства художеств. выразительности
(контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в
характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений
в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов),
лубков, листовок, экслибрисов, произв. прикладного назначения и т. д. Специфич.
особенности Г. заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать
значит. число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике,
связанной с работой в б. или м. твёрдых материалах.


В выпуклой Г. все свободные от рисунка
участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются
на 2-5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской
поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком,
после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага,
на к-рую переходит изображение. К выпуклой Г. относятся Г. на дереве (ксилография)
и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до кон. 15 в. рельефная
Г. на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались
штихелем). "Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из
мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между
ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного,
обобщённость рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание.
В "торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых
пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске)
комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто
использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная
по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный
штрих.


В углублённой Г. рисунок механич. или
хим. (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлич. пластине
(из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в
углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами
печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра
(прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением
линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого
предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка
гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим
травлением доски) и Г. сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо
на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные,
эмоциональные, психологич. нюансы; возможность непринуждённого выражения
замысла привлекала к этим видам Г. живописцев, скульпторов, архитекторов.
Богатство тональных оттенков достигается в Г. акватинтой (протравливание
доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой
(комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак
иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске
кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых
мест изображения на доске, к-рой с помощью гранильника придана сплошная
шероховатость).


Многие виды углублённой Г. - отдельно
или в различных сочетаниях с др. видами - часто служили репро-дукц. целям.
Прямо имитируют карандашный рисунок Г. карандашной манерой (разновидность
пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной
на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге
и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиц.
материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево-пластиком, металл-оргстеклом
и т. д.


Как выпуклая, так и углублённая Г.
может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки
одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную
лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате
последоват. оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске
стадия работы гравёра над доской называется "состоянием". У нек-рых художников
известно до двух десятков состояний одной гравюры. С 15 в. гравёры часто
обозначают свои работы именем или монограммой. Позже появилась система
лат. обозначений (часто сокращённых): invenit - задумал, создал композицию,
fecit - исполнил, pinxit - написал (картину, с к-рой выполнена Г.), sculpsit
- вырезал, delineavit - нарисовал, excudit - издал.


Возникновение Г. связано с ремёслами,
где применялись процессы гравирования: ксилография - с резьбой, в т. ч.
на досках для набойки, резцовая Г. - с ювелирным делом, офорт - с украшением
оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в нач. н.э. в Китае
(где Г. упоминается с 6-7 вв., а первая датированная Г. относится к 868),
а в Европе в ср. века. Обществ. интерес к Г. с её тиражностью появился
в Европе в нач. эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся
потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда
же определилось тяготение Г. к обобщённости и символичности художеств.
языка. Первые европ. ксилографии религ. содержания, нередко раскрашенные
от руки, появились на рубеже 14-15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии
("Св. Христофор", датиров. 1423); затем в этой технике исполнялись сатирич.
и аллегорич. листы, азбуки, календари. Ок. 1430 возникли "блочные" ("ксилографические")
книги, для к-рых изображение и текст вырезались на одной доске. Ок. 1461
напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве;
такие книги печатались в Кёльне, Майнце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле;
во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми Г. на металле. Нем.
и франц. Г. 15 в. отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого,
подчёркнутыми контурами, готич. ломкостью штриха. К кон. 15 в. два направления
книжной Г. сложились в Италии: во Флоренции значит. роль играл интерес
к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трёхмерности
пространства и пластич. монументальности фигур.


Резцовая Г. возникла в 1440-х гг. в
Юж. Германии или Швейцарии ("Мастер игральных карт"). В 15 в. нем. анонимные
мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную
моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную
и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героич.
монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения,
сочетая характерную для нем. Г. виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам
пластич. активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом;
драматизм и лирика, героич, и жанровые мотивы появились и в ксилографиях
по его рисункам. Г. послужила оружием острой социальной борьбы в Германии
("летучие листки") и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).


В нач. 16 в. в Италии родилась репро-дукц.
Г. резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную
плавную штриховку, чётко выявляющую форму, развились офорт с его свободой
штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер,
А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и
"кьяроскуро" - цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими
оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах,
X. Бург-кмайр, X. Бальдунг Грин в Германии). Свободой и подчас драматичностью
замысла выделялись резцовые Г. нидерландца Луки Лейденского и француза
Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии,
Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины,
Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца и др.


В 17 в. господствовали репродукционная
Г. резцом (во Фландрии - П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие
картины П. П. Рубенса; во Франции - К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера
портретной Г., отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров,
чистотой линейного стиля) и офорт, в к-ром широко проявилось разнообразие
индивидуальных исканий - остро гротескное восприятие пестроты и противоречий
совр. жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы
в классицистич. пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца
Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологич. состояний
в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голл. школа офорта
(не уступавшего живописи по значению), для к-рой характерны интимное ощущение
жизни и природы, малый формат, расчёт на рассматривание вблизи, тонкость
светотени, картинность композиции, чёткое разделение жанров (анималистич.
офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - А. ван Эвердингена
и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам X. Сегерса, выразившего
драматич. ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рёйсдала, передавшего
героич. дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в к-рых свободная
динамика штриха, движение света и тени выражают и психологич. становление
характеров, и взлёт духовной творческой энергии, и конфликт этич. начал.
В 17 в. Г. на металле, подчас с реалистич. мотивами, распространилась в
России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи,
И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С кон. 17 в. развивался русский
лубок.


Г. 18 в. характеризуется обилием репродукц.
техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая
Г. (П. Древе во Франции, Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной
подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции, Г. Ф. Шмидт в Германии); изобретённая
в 17 в. тоновая Г. меццо-тинто (портретные Г. англ. мастеров Дж. Р. Смита,
В. Грина, пейзажные - Р. Ирлома) и новые тоновые техники- пунктир (Ф. Бартолоцци
в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во
Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции); блестящими
мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно
Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий,
тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Г. де Сент-Обен во Франции,
Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирич.
листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в т. ч. книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого
(Германия), грандиозные архит. фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Г. использовались
в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художеств. публицистики
(офорты англ. карикатуристов - Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени
Великой франц. революции). В России в 1-й пол. 18 в. резцом гравировались
патриотич. аллегории, батальные сцены, портреты, гор. виды (А. Ф. Зубов,
И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й пол. 18-нач. 19 вв. выдвинулись мастера
портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов,
А. Г. Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Г., пунктира (Г. И. Скородумов),
меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту
обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон),
скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые рус.
карикатуристы (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов).


В 18 в. наступил расцвет япон. ксилографии,
первые импульсы к-рой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации,
альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии). В 17 в. в Японии появились
иллюстрированные книги ("Исэ-моногатари", 1608), гравиров. календари, путеводители,
афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы
светского содержания, связанные с демократич. художеств, школой Укийё-э.
Япон. Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком
и печатником, богата поэтич. ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава
Моронобу выполнил первые чёрно-белые эстампы с изображением красавиц и
уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен.
В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в
своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие
оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие
мастера кон. 18 в. - Китагава Утамаро, создавший тип лирич. идеального
женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой
кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета
и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и
драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма
и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й пол. 19 в. ведущую роль играли
мастера пейзажной Г. - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой
воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство
мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть
красоту своей страны.


На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в
своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Г., соединяя политич.
сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагич.
гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности
и фантастичности присуще и выпуклой Г. на меди У. Блейка (Англия). В 19
в. преобладала репродукц. торцовая Г. на дереве (изобретённая в 1780-х
гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в
России- Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а
затем и тоновых иллюстраций ("политипажей") в книге и журнале. Меньшее
значение имели репродукц. Г. резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин)
и офорт (во Франции Ф.Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна
роль не столько специалистов - Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии,
сколько мн. живописцев, стремившихся шире распространять свои художеств.
идеи, а зачастую искавших способ-а запечатлеть живую изменчивость натуры,
игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т.
Г. Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, В.А.
Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистич. пленэра
и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э.
Мане, Э. Дега, амер. художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман,
Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и
философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты
(Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители
демократия, реализма (проникнутые духом революц. протеста циклы К. Кольвиц
в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнг-вина на темы трудовой жизни города).
С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография
- станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании).
Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщённостью, экспрессивными
контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой,
построенной на ритмич. игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в т. ч.
цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Г. Крэг в Великобритании,
А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для мн. художников 20 в.
напряжённая экспрессия, трагич. контрастность пятен (как бы знаков предмета
или фигуры) в обрезной Г. с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии,
Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция
старинной нар. Г. (X. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в
Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразит.
возможностей в изображении нар. жизни, публицистич. страстность в пропаганде
освободит. идей, в протесте против империалистич. гнёта и войн (К. Кольвиц,
бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа
Бустос, кит. - Ли Хуа, Гу Юань, япон. - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы
Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась
выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Г. и эстампах П. Пикассо,
А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных совр. мастеров реалистич. Г.
- Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), X. Финне
(Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Г. на металле),
вводятся новые материалы и технич. способы Г., к-рые, однако, часто используются
ради самодовлеющих формальных эффектов. В Г. бурж. стран значит. роль играют
модернистские ин-дивидуалистич. тенденции.


Советская Г. многообразно отразила
жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах
- в эстампе и книге, в революц. публицистике и лирич. пейзаже, в портрете
и тематич. композиции. Её отличают богатство нац. школ и творческих направлений,
объединённых общими принципами коммунистич. идейности и социалистич. реализма.
Наряду с традицией тоновой Г. 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной
ксилографии нач. 20 в. (А. П. Остроумова-Лебедева, П. А. Шиллинговский,
В. Д. Фалилеев) в Г. на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся
романтич. напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов,
А. И. Кравченко), психологизмом и синтетич. цельностью стиля (В. А. Фаворский).
Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я.
Павлинов, Н. И. Пис-карёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков,
Ф. Д. Константинов, Г. А. Ечеистов, С.Б. Юдовин, Г. Д. Епифанов. В развитии
сов. офорта значит. роль сыграли И. И. Нивинский, Г. С. Верейский. Возродилась
Г. резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Г. сложились на Украине (В. И.
Касиян, М. Г. Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие нар. традиции
ксилографии и линогравюры Й. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса),
Эстонии (Г. на металле Э. К. Окаса, А. Г. Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии
П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В сер. 20 в. в сов. Г. ведущую роль
стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности,
богатству фактур и приёмов: Г. на дереве и линолеуме Г. Ф. Захарова, И.
В. Голицына (РСФСР), Г. В. Якутовича (Украина), Г. Г. Поплавского (Белоруссия),
А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р.
Г. Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте,
А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Г. Э. Кроллиса,


Д. А. Рожкална (Латвия); Г. на металле
В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В иск-ве социалистич.
стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке
(ГДР), офорты Д. Хинца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского
(Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографии
Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография,
Линогравюра, Резцовая гравюра, Офорт, "Сухая игла", Акватинта. Пунктирная
манера, Лавис, Меццо-тинто, Карандашная манера, Мягкий лак.


Илл. см. на вклейках - к стр. 216-
217 и табл. XI, XII (стр. 208-209).


Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь
русских гравёров XVI -XIX веков, т. 1 - 2, СПБ, 1895-99; КристеллерП.,
История европейской гравюры, пер. с нем., М.- Л., 1939; Очерки по истории
и технике гравюры, М., 1941; Русская гравюра XVI - XIX вв., Л.- М., 1950;
Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М.- Л., 1951; Турова В. В.,
Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М.. 1963; Леонтьева Г. К.,
Дорогой поиска, М. -Л., 1965; Dе1tеil L., Le peintre graveur illustre,
v. 1 - 30, P., 1906 - 30; Hilliеr J., Japanese masters of the colour print,
L., 1954; Laran J., L'estampe, v. 1 -2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure,
P., 1963; Hind A. M-, An introduction to a history of woodcut, v. 1 - 2,
Boston - L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y.,
1963; Les plus belles gravures du monde occidental 1410-1914, P., 1966;
Adhemar J.. La gravure originale au XX siecle, P., 1967. Е. С. Левитин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я