агоры ">
Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Первые попытки внести определ. порядок в застройку и планировку поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н.э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500-1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Др. Египте, Двуречье и других р-нах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имуществ. признаку (город Кахун в Др. Египте, нач. 2-го тыс. до н.э.), выделялась гл. улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7-6 вв. до н.э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации. В книге "Чжоу ли" (3 в. дон. э.) есть сведения о Г. Китая 11-3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы а в центре города находился дворец правителя. В Г. Др. Греции в планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и под-чёркивалось значение агоры

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Первые попытки внести определ. порядок в застройку и планировку поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н.э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500-1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Др. Египте, Двуречье и других р-нах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имуществ. признаку (город Кахун в Др. Египте, нач. 2-го тыс. до н.э.), выделялась гл. улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7-6 вв. до н.э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации. В книге "Чжоу ли" (3 в. дон. э.) есть сведения о Г. Китая 11-3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы а в центре города находился дворец правителя. В Г. Др. Греции в планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и под-чёркивалось значение агоры

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Первые попытки внести определ. порядок в застройку и планировку поселений относятся к сер. 3-го - нач. 2-го тыс. до н.э. Города древней цивилизации в долине р. Инд (2500-1500 до н. э.) Мохенджо-Даро и Хараппа имели прямоугольную сеть улиц и благоустройство. В Др. Египте, Двуречье и других р-нах древнего мира при строительстве городов применялись разбивка города на геометрически правильные кварталы, зонирование застройки по социально-имуществ. признаку (город Кахун в Др. Египте, нач. 2-го тыс. до н.э.), выделялась гл. улица (дорога процессий богини Иштар в Вавилоне, 7-6 вв. до н.э.), создавались простейшие системы водопровода и канализации. В книге "Чжоу ли" (3 в. дон. э.) есть сведения о Г. Китая 11-3 вв. до н. э.; указано, что столичный г. Лои (Лоян) был квадратным в плане, девять широтных и девять меридиональных улиц делили его на кварталы а в центре города находился дворец правителя. В Г. Др. Греции в планировке городов хорошо учитывались местные природные условия и под-чёркивалось значение агоры i>и акрополя (мест сосредоточения политич. и
религ. жизни) как композиц. центров городов; возникшие, вероятно,
на Востоке приёмы регулярной планировки городов сложились в стройную градостроит.
систему (т. н. "гипподамова", см. Греция Древняя), к-рая
получила широкое распространение в эпоху эллинизма, лишившись, однако,
своей демократич. направленности. В Г. Др. Рима регулярная планировка стала
господствующей (города Помпеи, Тимгад, Остия и др.). Римляне создавали
крупные системы водоснабжения и канализации, мостили и озеленяли улицы.
Зарождается теория Г.; в трудах Витрувия (1 в. до н. э.) были сформулированы
отд. вопросы гре-ко-эллинистич. и рим. теории Г. и архитектуры. По определённому
плану создавались культурные центры в древних индейских государствах доколумбовой
Америки (архитектурный комплекс Теотиуакан в Мексике, 2 в. до н. э.-9 в.
н.э.). Примерно в 5-12 вв. н. э. в Индии был создан трактат "Шилпашастра",
служивший руководством и при строительстве городов. Уже в государствах
древнего мира выдающиеся по архитектурно-художественным качествам ансамбли
символизировали незыблемость господства правящих классов.



В средневековых западноевропейских
городах на территории, опоясанной мощными крепостными стенами, складывалась
сеть кривых и узких улиц вокруг замка, собора или торг. площади. Жилые
районы, выросшие за пределами гор. стен, окружались новым
поясом укреплений. Вдоль или на месте прежних стен образовывались кольцевые
улицы, к-рые в сочетании с радиальными улицами, идущими от центра
к воротам гор. укреплений, определили формирование характерной радиально-кольцевой
(реже веерной) структуры городов. Большинство ср.-век. городов Европы
первоначально было лишено всякого благоустройства. Ограниченность территории,
защищённой городскими укреплениями, приводила к высокой плотности застройки
города многоэтажными жилыми и обществ. зданиями. В рус. городах большое
градоформирующее значение имели кремли ("детинцы"). В отличие от
зап.-европ. замков - укреплённых жилищ феодалов, русские кремли, гораздо
более обширные (напр., наиболее древний новгородский кремль занимает пл.
10,5 га, в то время как Тауэр в Лондоне - ок. 4 га, замок
Сфорца в Милане - ок. 2 га), были адм.-политич. и религиозными центрами
городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались гл.
соборы, приказы, склады оружия и продовольствия. Стр-во кремлей (а также
монастырских комплексов, игравших важную роль в структуре др.-рус. городов)
получило в России особенно широкий размах в 15-17 вв., в период становления
централизов. гос-ва; кремли, имея большое оборонит. значение, кроме того,
определили планировочную основу центров многих рус. городов (Москвы, Тулы,
Н. Новгорода и др.). В Китае в ср.-век. период в застройке мн. городов
применялась регулярная планировка; регулярный план имели крупные дворцовые
комплексы (ансамбль т. н. пекинской оси в Пекине, 15-16 вв.). В
др. странах Востока в ср.-век. период наряду со свободной планировкой (напр.,
Фатихпур-Сикри
в Индии, создан между 1569-84) также использовалась регулярная
планировка (напр., Джайпур в Индии, осн. в 1728).

0712-1.jpg

0712-2.jpg




Плавы площадей в городах Западной Европы
в 16-19 вв. 1. Пьяцца делла Синьория во Флоренции: а - Палаццо делла
Синьория (начато в 1298); 6 - улица Уффици (1560 - 1585); в - Лоджия
деи Ланци (ок. 1376 - 80); г - статуя "Давид" (1501 - 04); д
-
фонтан Нептуна (1575). 2. Пьяцца Сан-Марко и Пьяццетта в Венеции: а - собор
Сан-Марко (829- 832, перестроен в 1073 - 95); б - Дворец дожей (строился
с 9 в.); в - Старая библиотека Сан-Марко (1536-54, окончена в 1583);
г - кампанила (888-1517); д - Старые Прокурации (1480 и 1511 - 14);
е - Новые Прокурации (1584-1611 и 1640); ж - колонны из гранитных
монолитов, привезённых в 1127 из Египта. 3. Пьяцца Санта-Мария делла Паче
в Риме. Середина 17 в. Архитектор Пьетро да Кортона (1 - церковь Санта-Мария
делла Паче, 1480-е гг.). 4. Пьяцца дель Пополо в Риме: 1 -1 -улица Виа
дель Корсо (восходит к античному периоду);
2- 2 - улица Виа дель
Бабуино (проложена в 1534 - 49); 3-3- улица Виа ди Рипетта (пробита
в 1513 - 21); 4 - обелиск (1589); 5 - церковь Санта-Мария
деи Мираколи (1662); 6 - церковь Санта-Мария ин Монте Санто (1662);
7 - рампы (1816-20); 8- терраса Пинчо (1816-20). 5. Королевская
площадь (ныне площадь Биржи) в Бордо. 1728. Архитекторы Ж. Габриель и Ж.
А. Габриель (1 - набережная; 2 - монумент Людовика XV).



В Зап. Европе в эпоху Возрождения новые
экономич. требования и условия обществ. жизни привели к попыткам упорядочения
застройки городов. Архитекторы Возрождения разрабатывали новые приёмы построения
ансамблей площадей (ансамбль пл. Капитолия в Риме, с 1546, арх. Микеланджело).
Развивалась теория архитектуры и Г. (трактаты Л. Б. Альберти, Палладио),
разрабатывались проекты т. н. идеальных городов (В. Скамоцци и др.), в
к-рых учитывались не только задачи обороны, ремесла и торговли, но и повседневные
удобства жизни горожан. На практике было сделано сравнительно мало. В Центр.
и Юж. Америке после исп. завоевания города, возникавшие в колониях - Мексике,
Перу и др., - застраивались согласно "Законам для Индий", установленным
исп. императором в 1523 (прямоугольная сеть улиц, в центре города - гл.
площадь с собором и адм. зданиями).


Сосредоточение политической власти
и крупных материальных ресурсов в руках абсолютных монархов в ряде стран
Европы в 17-18 вв., а также превращение папского Рима в столицу абсолютистского
roc-ва (см. Папская область) и центр европ. феодально-католич. культуры
позволили развернуть большие по масштабам градостроит. работы, создать
крупные архит. ансамбли, призванные олицетворять силу и величие власти
королей и католической церкви. В Г. получают распространение парадные приёмы
планировки и застройки [ансамбль пл. св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро) в
Риме, 1657-63, арх. Л. Бернини]; в планировке гор. и дворцовых
ансамблей применяется лучевое расположение улиц (Версаль; Пьяцца
дель Пополо в Риме).


В Г. 18-1-й трети 19 вв. сложились
новые приёмы построения гор. ансамблей, основанные на идее красоты больших
архитектурно организованных пространств, в к-рых органично сочетаются гор.
застройка и элементы природы. В отличие от замкнутых парадных площадей
17 в., площадь приобретает "открытый" характер, получает пространств. сочетание
с улицей, набережной (пл. Людовика XV, ныне пл. Согласия, в Париже, 1753-75,
арх. Ж. А. Габриель). В США и ряде др. неевропейских стран большинство
городов застраивалось на основе однообразной прямоугольной сетки улиц,
образующей мелкие близкие по размерам кварталы.


После реформ Петра I большой размах
получило рус. Г. Началось стр-во Петербурга (осн. в 1703); были
построены Петрозаводск, Н. Тагил, позднее- Одесса, Екатеринбург (ныне Свердловск),
Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Севастополь и др. Быстро развивались
Архангельск, Воронеж, Тула. Новые города строились по регулярным планам.
На протяжении 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. на основе специально разработанных
генеральных
планов
были перестроены Тверь, Ярославль, Кострома, Псков, Калуга,
Полтава и мн. др. города. Рус. Г. отличалось многообразием приёмов регулярной
планировки городов, пространственной взаимосвязью и художеств. единством
архит. ансамблей, в к-рых обычно старая застройка гармонично сочеталась
с новой. В Петербурге, Ярославле и др. городах применялась лучевая система
улиц, к-рые являлись основой всей планировочной композиции и были направлены
к центр. ядру города. Но наряду с парадными центрами росли и убогие, неблагоустроенные
гор. окраины, где ютилась гор. беднота. Наиболее выдающийся пример рус.
Г. - Петербург, где к 1830-м гг. была создана стройная система обширных
пространственно взаимосвязанных архит. ансамблей центра. В развитии
рус. Г. большую роль сыграло творчество выдающихся рус. зодчих М. Г. Земцова,
И. К. Коробова, П. М. Еропкина, А. И. Квасова, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова,
И. Е. Старова, А. Д. Захарова, А. Н. Воро-нихина, К. И. Росси, О. И. Бове,
В. П. Стасова и др. Новое развитие систем пространств. построения архит.
ансамблей, громадные масштабы перепланировки и застройки рус. городов имеют
мало аналогий в предшествующей истории мирового Г.


Промышленный переворот в кон. 18- 19
вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во мн.
странах мира. Но прогресс строит. техники и гор. благоустройства сопровождался
упадком Г. В условиях интенсивного роста городов частная собственность
на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки
и массовую спекуляцию зем. участками. Это усугубило стихийность застройки
и привело к хаотич. размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки
и почву заводов, фабрик, ж.-д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт,
заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения
пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих
застройку, отд. градостроит. работы (напр., реконструкция центра Парижа
по плану префекта Ж. Османа в 1853-96) не могли изменить общего
стихийного характера застройки капи-талистич. городов. Кризис капиталистич.
Г. стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы
расселения. К кон. 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретич.
направления Г., как дезурбанизм


(связанный с кон. 19 в. с идеей города-сада)
и
урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления
арх. Ле Корбюзье).


Под влиянием борьбы рабочего класса
за свои права буржуазия вынуждена была решать отд. вопросы Г. С кон. 19
в. и особенно с нач. 1920-х гг., гл. обр. в Европе, строились рабочие посёлки
и жилые комплексы "дешёвых" жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий
трудящихся. В этом стр-ве вырабатывались прогрессивные приёмы Г.: функциональная
планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий,
устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое
стр-во нек-рых обществ. зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти
тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939-45.

0712-3.jpg


План центральных районов Рима. Жирными
линиями обозначены улицы, проложенные в 16-17 вв. (1 - Пьяцца дель Пополо;
2-2-Виа дель Бабуино; 3-3 - Виа дель Корсо; 4-4 - Виа
ди Рипетта; 5-10 - Виа Систина; 6 - Четыре фонтана; 7-9
-
Виа Номентана; 8 - Пьяцца дель Квиринале; 9 - Порта
Пиа; 10 - Пьяцца Санта-Мария Маджоре; 11 - 11 - Виа Мерулана;
12-12
-
Виа ди Сан-Джованни ин Латерано; 13 - Колизей; 14
-
Пантеон; 15-15 - Виа Джулия; 16 - замок Сант-Анджело;
17
- Пьяцца Сан-Пьетро; 18 -дворцы и сады Ватикана; 19 - Капитолий).


Учитывая опыт и прогрессивные
идеи сов. Г., передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроит.
проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947-56, проект арх. О.
Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития
Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения англ. столицы
в послевоенные годы началось стр-во 8 городов-спутников. Однако стр-во
спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно
небольшие размеры и медленные темпы стр-ва не соответствовали масштабам
естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроит.
мероприятие не достигло цели. Опыт совр. Г. используется при стр-ве мн.
новых городов в развивающихся странах Азии и Лат. Америки (Чандигарх в
Индии, 1951-56, арх. Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, арх. Л.
Коста). Различныйуровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет
социальное и имуществ. неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата
за хорошие квартиры делает их недоступными для мн. категорий трудящихся.
В нач. 1920-х гг. возникает новая область Г. - территориальное планирование,
или районная планировка (напр., проект планировки угольного р-на
вокруг г. Донкастера в Англии, 1921-22, арх. Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон).
Однако в капиталистич. roc-вах проекты районной планировки могут иметь
лишь нек-рое регулирующее значение.


К сер. 20 в. быстрый стихийный рост
городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый
кризис Г. капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризисапривели
к созданию новых теорий т. н. динамич. Г., авторы к-рых видят причины кризиса
не в социально-экономич. природе капитализма, а. в том, что планировочная
структура городов статична и не учитывает динамики стремит. роста населённых
мест. В 1950-60-х гг. появилась теория "экистики" (греч. арх. К. А. До-ксиадис
и др.). Авторы этой теории пытаются обосновать неогранич. рост городов
в виде непрерывных линейных гор. полос, протянувшихся вдоль трансп. путей
по всей терр. земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых
пунктов на вост. побережье США и в р-не Великих озёр положит. прообразом
будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение
япон. теории метаболизма (арх. К. Тангэ и др.) и европ. - мобильного
стр-ва и пространственного (трёхмерного) развития городов (франц.
арх. Э. Альбер, И. Фридман и мн. др.). Несмотря на различия предложенных
решений, градостроителей этогонаправления объединяет стремление покончить
с традиц. распластанностью городов на земной поверхности и перенести Г.
в пространство путём создания искусств. ярусов над старыми городами, стр-ва
постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или
в виде конусов, а также городов над мор. заливами, плавающих в океане,
и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отд. градостроит.
мероприятий не меняет сущности капиталистич. Г. в целом и имеет ограниченный
и непоследоват. характер.


Великая Окт. социалистич. революция
открыла новый этап развития Г. В первые годы Сов. власти началась разработка
новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а
также новых типов жилых и обществ зданий. Уже в сер. 20-х гг. начались
преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных пром.
центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства
центральных (бывших буржуазно-аристократических) р-нов и неблагоустроенных
пролет. окраин. Так, напр., была реконструирована быв. Нарвская застава
(ныне в Кировском р-не) в Ленинграде (1925-27, арх. А. И. Гегелло,
Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.). Застроенная до Окт. революции
убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной
частью социалистич. города; на Тракторной улице были построены новые кварталы,
удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные дет.
учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие
посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны
вызвала необходимость стр-ва новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре,
Магнитогорск и мн. др.). Развитие Г. в свою очередь вызвало подъём
теоретич. мысли. Н. А. Ладовский в кон. 1920-х гг. разработал принципиально
новую схему "развивающегося" города:парабола с растущим по её оси обществ.
центром, к-рый последовательно огибают жилая, пром. и зелёная зоны. Н.
А. Милютин выдвинул предложение (1930) о параллельном развитии пром.
и жилых гор. зон (т. н. поточно-функциональная схема), к-рое было использовано,
в частности, при стр-ве района Харьковского тракторного з-да. Была закончена
разработка и началось успешное осуществление ген. плана реконструкции Москвы
(утверждён в 1935; арх. В. Н. Семёнов, С. Е. Чернышёв и др.). В постановлении
СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия
по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены
принципы сов. Г., положенные в основу переустройства др. сов. городов.
Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов
Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска,
Челябинска, Ярославля и мн. др. городов.


Ист. трудовым подвигом сов. народа
стали восстановление и реконструкция сотен городов и посёлков и десятков
тыс. сел. населённых мест, разрушенных нем. фашистами в период Великой
Отечеств. войны 1941-45. Это был творч. процесс, в результате к-рого города
стали более совершенными в функциональном и архитектурно-художеств. отношении.
В результате осуществления генерального плана восстановления Волгограда
(арх. К. С. Алабян,Н. X. Поляков, В. Н. Симбирцев и др.)город получил
архит. оформленный выход к берегу Волги; в Минске по новым проектам были
сооружены архит. ансамбли центра (арх. М. П. Парусников, В. А. Король,
Б. Р. Рубаненко, Г. В. Заборский и др.); в Киеве проведена радикальная
перестройка гл. улицы - Крещатика (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский,
Б. И. Приймак и др.); в Ленинграде в соответствии с генеральным
планом восстановления и дальнейшего развития города (1945-48, арх. Н. В.
Баранов, А. И. Наумов, В. А. Каменский и др.) были созданы новые
архит. ансамбли (пл. Ленина, пл. Революции), перестроены р-ны Инженерного
замка и пл. Искусств, созданы Приморский и Московский парки Победы и началось
развитие центра города вверх и вниз по Неве. В Новгороде наряду с восстановлением
кремля и др. памятников архитектуры был создан ансамбль новой гл. площади
(арх. А. В. Щусев). В послевоенные годы построены десятки новых городов
(Ангарск, Братск, Дивногорск, Норильск, Волжский, Дубна, новосибирский
Научный городок,

Зеленоград, Мончегорск, Навои,Рустави,
Сумгаит, Темиртау, Шевченко и др.). В 1950-60-х гг. большого размаха достигла
реконструкция старых городов. В Москве продолжалось коренное преобразование
центр. р-нов города, были возведены высотные здания, определившие новый
силуэт столицы, созданы архит. ансамбли проспекта Калинина (1964-69, арх.
М. В. Посохин, А. А. Мндояиц и др.), Кутузовского (1957, арх. В. Г. Гельф-рейх)
и др. проспектов, района Зарядья (арх. Д. Н.Чечулин и др.). В 1971 утверждён
новый генеральный план развития Москвы до 2000 (арх. М. В. Посохин, Н.
Н. Уллас и др.). План предусматривает большое развитие ист. центра города,
создание системы архит. ансамблей вдоль набережных р. Москвы, вдоль ряда
осн. магистралей (на Новокировском проспекте, на ул. Димитрова и др.).
Создание новых жилых р-нов, крупные работы по благоустройству гор. территорий,
дальнейшее развитие транспорта, культурно-бытового и мед. обслуживания
населения значительно улучшат жизненные условия москвичей. В Ленинграде
построены новые жилые р-ны - Автово (въездная пл., 1954, арх. В. А. Каменский)
и
Дачное (с 1960, арх. В. А. Каменский и др.), создаётся система
ансамблей приморской части Васильевского о-ва, благодаря которым город
широким фронтом выходит к берегу Финского зал. В Ульяновске в ознаменование
100-летия со дня рождения В. И. Ленина перестроен центр города и создан
мемориальный комплекс, посвящённый основателю Сов. государства (проект
застройки - арх. Б. С. Мезенцев и др.).

0712-4.jpg




Схема планировки Москвы с лесопарковым
защитным поясом. Проект. 1971 (1 - территория развития общегородского центра;
2 - границы планировочных зон; 3 - основные транспортные магистрали;
4
-
границы рек и водоёмов).


Ликвидированы последствия землетрясения
1966 и сооружён новый общегор. центр в Ташкенте. Крупные архит. комплексы
создаются в Алма-Ате, Архангельске, Баку, Владивостоке, Горьком, Донецке,
Душанбе, Ереване, Киеве, Мурманске, Новосибирске, Перми, Свердловске, Харькове
и др. городах. За 50 лет существования Сов. государства создано заново
и образовано ок. 900 городов, накоплен громадный опыт Г. и разработаны
его теоретич. основы.


Теория и практика Г. решает две задачи:
Задачу реконструкции и развития старыхгородов и задачу стр-ва новых городов.
Быстрый рост производит. сил страны увеличивает размах сов. Г. В
кон. 1950-х гг. в СССР ежегодно возникало ок. 20 новых городов и 50 посёлков
гор. типа, быстро растут мн. старые города. Для создания наиболее благоприятных
условий жизни населения и функционирования города в целом проводится зонирование
гор. территорий. Градостроит. решения разрабатываются с учётом создания
промышленных и жилых районов (а также зон отдыха и др.) и выполнения
санитарно-технич. требований (см. Водоснабжение, Воздушный бассейн,
Инсоляция, Очистка населённых мест, Санитарно-защитная зона, Шумозащита);
они
предусматривают инженерную подготовку и благоустройство гор. территорий
(см. Благоустройство населённых мест), формирование продуманной
системы городских дорог (позволяющей быстро достигнуть мест работы
и отдыха), а также организацию разветвлённой сети культурно-бытового,
мед. и др. обслуживания населения. Вопросыбытового обслуживания, воспитания
школьников и дошкольников, организации гор. движения решаются созданием
жилых р-нов, к-рые делятся на микрорайоны. В р-нах размещаются кинотеатры,
клубы, парки, поликлиники, родильные дома, торг. центры и др. пункты обслуживания
населения. Для осуществления общегородских общественно-политич., административно-хозяйств.,
культурно-просветит. функций создаются гор. обществ. центры. Важнейшей
частью городов являются пром. р-ны: здесь работает значит. часть населения,
от планировки и застройки этих р-нов во многом зависят условия труда. При
застройке пром. р-нов учитывается возможность совместного использования
неск. заводами подъездных ж.-д. линий и сортировочных станций, а также
сетей инж. оборудования и элементов благоустройства территорий. Такое кооперирование
даёт экономич. и технич. преимущества и осуществляется на основе проектов
планировки и застройки пром. р-нов и узлов. Составную часть единого с городом
планировочного комплекса образует пригородная зона. Она является
резервом последующего развития города, местом кратковрем. и длит. отдыха
больших масс гор. населения (дома отдыха, туристские базы, пионерские лагеря,
водные станции, пляжи и др.), зоной размещения многих жизненно важных
коммунальных (водоприёмники, очистные станции и др.) и транспортных
(аэродромы, товарные ж.-д. станции,склады) объектов. Чтобы обеспечить
успешную планировку и застройку пригородных зон, генеральные планы развития
городов и проекты планировки пригородных зон разрабатываются одновременно,
и регулирование застройки в этих зонах осуществляется гор. архитектурно-планировочными
органами или по согласованию с ними.


Совр. принципы и приёмы планировки
и застройки широко осуществляются при стр-ве новых городов на свободных
территориях. Требования совр. Г. в старых или уже сложившихся городах постепенно
выполняются путём их реконструкции. При реконструкции предусматриваются:
оздоровление гор. территории методом постепенного улучшения инсоляции и
проветривания зданий, уменьшения плотности застройки; расширение старых
улиц и пробивка новых магистралей для улучшения трансп. связей между различными
р-нами города; обеспечение безопасности гор. движения посредством перестройки
магистралей и улиц, отделения транспорта от пешеходов (стр-во трансп. развязок,
трансп. туннелей, переходов и др.). В городах с богатым архит. наследием
при реконструкции решается задача сохранения их исторического художеств.
облика и органич. сочетания новой застройки с памятниками архитектуры.
Реконструкция сопровождается повышением комфортабельности жилых и обществ.
зданий (водопровод, канализация, теплофикация, газификация и др.) и
расширением сети предприятий торговли, культурно-бытового и мед. обслуживания
населения. Повышение архитектурно-художеств. качеств застройки достигается
сохранением и завершением старых и формированием новых архит. ансамблей,
созданием наиболее благоприятных условий для обзора скульпт. монументов
и памятников архитектуры (снос малоценных зданий, перепланировка окружающей
территории), гармонич. сочетанием новой и старойзастройки. Архит.
среда, облик населённых мест влияют на сознание людей на протяжении всей
их жизни. Красивые и удобные города способствуют жизнедеятельности населения,
формированию его оптимистич. мироощущения и повышению культурного уровня,
укрепляют чувство любви к Родине. Рациональные и эстетически совершенные
планировка и застройка городов создаются путём формирования систем пространственно
взаимосвязанных архит. ансамблей и всестороннего и наиболее эффективного
учёта местных природно-климатич. условий. Целостный архит. облик малого
населённого пункта может быть определён одним архит. ансамблем, а единство
архит. облика крупного города создаётся системой архит. ансамблей, пространств.
сочетанием различных групп ансамблей. Осн. приёмами построения архит. ансамблей,
широко применяемыми и в совр. градо-строит. практике, являются: центрический
(напр., Кремль и Смоленская пл. в Москве, где в первом случае живописная,
а во втором симметричная пространств. композиции подчинены вертикалям -
колокольне Ивана Великого и адм. высотному зданию); анфиладный (пространств.
композиция Дворцовой площади и пл. Декабристов в Ленинграде, мемориального
центра, сквера Н. М. Карамзина и площади им. В. И. Ленина в Ульяновске);
осевой (сочетание взаимосвязанных ансамблей пл. Ломоносова, ул. Зодчего
Росси и пл. Островского в Ленинграде, ансамблей Московского университета
на Ленинских горах и Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках
в Москве); магистральный (система ансамблей Невского проспекта в
Ленинграде); панорамно-групповой (сочетание группы трёх ансамблей
- Петропавловской крепости, стрелки Васильевского о-ва и Дворцовой набережной
в Ленинграде). Для успешного формирования архит. ансамблей, яркого
выражения их идейно-художеств. содержания большое значение имеет синтез
искусств.



Большую роль в Г. играют сады и парки.
Они имеют оздоровит. значение (см. Озеленение населённых мест) и
являются активным средством формирования архит. ансамблей.


Планировка и застройка городов, их
архитектурно-художеств. облик складываются постепенно, в результате длит.
коллективного труда архитекторов, инженеров и строителей. Поэтому планомерное
Г. требует творч. преемственности и градостроит. дисциплины в осуществлении
общих целей, общих архит. и инж. замыслов, заложенных в генеральных планах
развития городов и проектах застройки отд. гор. р-нов. Ведущая роль в Г.
принадлежит гл. архитекторам городов, к-рые осуществляют творческое и организационно-технич.
руководство их планировкой и застройкой.


Перед совр. Г. стоит ряд сложных проблем.
Рост населения земного шара, быстрое развитие производит. сил в ряде стран,
громадные достижения науки и техники вызвали небывалый рост гор. населения.
Особенно быстро растут крупнейшие города мира, достигшие гигантских размеров
и огромной численности населения (напр., Большой Нью-Йорк - св. 16 млн.
чел., Большой Токио - св. 11 млн. чел.), превратившись в невиданные
ранее города-районы. Вследствие этого процесса рациональное расселение
и разумное регулирование роста городов стали оченьактуальной проблемой.
Пром-сть, Энергетика, транспорт, наука являются гл. градообразующими факторами.
Поэтому расселение, местоположение, размеры и дальнейший рост городов и
посёлков гор. типа в основном зависят от размещения и развития существующих
и стр-ва новых пром. предприятий, науч. центров, электростанций, ж.-д.
узлов, морских и речных портов. В капиталистич. странах стихийность развития
городов делает невозможным решение этих важнейших вопросов совр. Г. При
социализме, в условиях планового х-ва, возможно рациональное размещение
градообразующих объектов, важным средством обоснования к-рого являются
проекты районной планировки. Нар.-хоз. значение этих проектов доказал опыт
Г. мн. социалистич. стран (застройка Моск. обл., Донбасса, Иркутско-Черем-ховского
и др. крупнейших р-нов СССР, Остравского р-на в ЧССР, Катовицкого пром.
р-на в ПНР). Основой планировки и застройки населённых мест является
генеральный план. Гл. положения проектов районной планировки и генеральных
планов развития городов (размещение, профиль и размеры градообразующих
объектов, очерёдность и размеры капитальных вложений) определяются
нар.-хоз. планами. Перспективные нар.-хоз. планы, проекты районной планировки
и генеральные планы развития городов, являющиеся надёжной основой сов.
Г., обеспечивают правильное размещение новых пром., энергетич., трансп.,
научных и уч. объектов. Это - гл. средство планомерного, регулируемого
роста малых и средних городов. Практика Г. показывает, что в крупных городах
с численностью населения св. 1 млн. чел. для обеспечения удобства передвижения
и создания необходимого инж. оборудования требуется постройка сложных,
дорогостоящих трансп. сооружений (метро, скоростные дороги), крупных
систем водоснабжения и канализации, энергоснабжения и др. Кроме того, высокая
концентрация транспорта и пром-сти значительно ухудшает санитарно-гигиенич.
условия жизни населения. В СССР и в др. социалистич. странах проводится
планомерное регулирование роста крупных городов, к-рое осуществляется гл.
обр. путём ограничения или запрещения стр-ва на их территориях новых градообразующих
объектов, а также путём размещения этих объектов в малых и средних городах,
входящих в состав данного экономич. района. При регулировании роста городов
существ. значение имеет понятие оптимального размера города. Оно предполагает
такую численность населения и такую планировку и застройку, при к-рых сочетаются
лучшие качества крупных (широкая сеть культурно-бытового и др. видов обслуживания)
и
малых (чистота воздушного бассейна, близость к месту работы, к природе)
населённых
мест и при к-рых для сооружения городов требуется относительно меньшее
(в расчёте на одного жителя) количество материальных ресурсов и
ден. средств. Регулирование роста малых и средних городов в пределах оптимальных
размеров имеет существ. нар.-хоз. значение. Понятие оптимального размера
относится и к группе функционально взаимосвязанных городов и посёлков.
Оптимальный размер города не является постоянной величиной и зависит от
технич. прогресса и уровня развития производит. сил (в т. ч. от скорости
движения гор. транспорта). Одним изсредств ограничения роста крупных
городов является размещение градообразующих объектов (в производств. отношении
связанных с объектами, расположенными в крупном городе) на территории
окружающего пром. р-на. Одновременно с разработкой генерального плана крупного
города разрабатывается и проект районной планировки пром. р-на, центром
к-рого является данный город (напр., одновременно с генеральным планом
развития Москвы была разработана схема районной планировки Московской области;
с разработкой генерального плана развития Минска составлена схема планировки
Минского пром. р-на). Метод размещения производит. сил на территории
р-на является более результативным для регулирования роста крупных городов
по сравнению с методом создания городов-спутников. В Японии, где чрезвычайно
возросла концентрация пром-сти, в р-нах Токио и Йокохамы для размещения
работающих на новых предприятиях строятся города-спальни с численностью
населения 150-200 тыс. жит. на расстоянии 40- 70 км от предприятий.
Эти города неудобны для населения, т. к. осн. масса жителей должна ежедневно
затрачивать средства и время на дальние поездки от места жительства к месту
работы и обратно. В СССР созданы города-спутники Москвы (Дубна, Жуковский,
Зеленоград и др.), Баку (Сумгаит) и т. д. В этих городах
большая часть населения работает на местных предприятиях или в науч. учреждениях.
Работа по месту жительства радикально сокращает затраты времени на поездки
и уменьшает пригородные пасс. потоки.


Проблема расселения неразрывно связана
с проблемой городского движения. Появление автомобиля сделало повседневно
доступными многие пригородные территории и способствовало быстрому росту
городов. В современном Г. всё большее значение приобретает фактор времени.
Прогрессивность системы расселения, качества планировки и застройки городов
и целых групп населённых мест определяются, в частности, разветвлённостью
сети и скоростью движения гор. транспорта. Протяжённость пути от места
жительства к месту работы или к месту отдыха зависит от размещения пром-сти,
н.-и. и проектных ин-тов, уч. заведений, адм.-хозяйственных, торговых,
зрелищных и др. объектов. Поэтому важно правильное взаимное размещение
производства, науч., адм. и обществ. центров и жилищ. Возникновение проблемы
гор. движения и транспорта, достигшей особой остроты в крупнейших городах
США и Зап. Европы, является следствием стихийного развития населённых мест
и средств транспорта, недооценки в нач. 20 в. влияния автомобиля на планировку
и застройку городов. В США миллионы частных автомашин заполнили гор. улицы.
Города перестали быть безопасными для пешеходов и транспорта. Современные
виды транспорта и требования к гор. движению несовместимы с исторически
сложившейся сетью улиц и площадей. Для обеспечения безопасного, быстрого
и удобного гор. движения прокладываются новые и реконструируются старые
улицы, строятся гор. магистрали непрерывного движения, специальные скоростные
дороги, изолирующие потоки транспорта от пешеходов, гл. улицы и площади
освобождаются от трансп. движения. Однако неразрешимой частью проблемы
гор.движения и транспорта, особенно в крупных амер. и европ. городах, является
проблема создания в непосредств. близости от места работы врем. стоянок
автомобилей. Быстрый рост количества автомобилей в СССР вызывает необходимость
своевременного проведения мероприятий по реконструкции старых и прокладке
новых транспортных магистралей, по строительству дорог непрерывного движения
и резервированию территорий для крупных наземных и подземных стоянок автомобилей
(рассчитанных на неск. тысяч одновременно стоящих машин) возле заводов
и фабрик, больших зрелищных предприятий, вокзалов, стадионов, пляжей и
других зданий и сооружений, привлекающих большие массы посетителей.


Материальный фонд городов, здания,
инж. сооружения рассчитываются на срок технич. амортизации ок. 80-100 лет,
однако часто эти здания и сооружения существуют более длит. сроки. Магистральная
сеть города, рассчитываемая только на совр. потоки гор. транспорта, может
оказаться неприемлемой для будущих, значительно больших потоков и новых
видов транспорта. Установленные размеры гор. территории и мощность инж.
сооружений могут оказаться недостаточными для долговрем. развития города.
Поэтому особо важной проблемой совр. Г. стала разработка научно обоснованных
долговрем. прогнозов развития как отд. городов, так и всего Г. в целом.
При планировке и застройке городов должны учитываться достижения социального
и научно-технич, прогресса. Долговрем. прогнозы развития городов разрабатываются
в СССР по общей программе многими н.-и. учреждениями и ин-тами Комитета
по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Госплана СССР,
Мин-ва здравоохранения СССР, АН СССР. Их исследования основаны на науч.
прогнозах социального прогресса, перспектив развития культуры, здравоохранения,
науки и техники в области пром-сти, транспорта, строит. материалов и строит.
индустрии, оказывающих влияние на Г. Планировка сельских населённых мест
обладает рядом специфич. особенностей, однако в будущем все населённые
пункты, в т. ч. и сельские, достигнут гор. уровня благоустройства и культурно-бытового
обслуживания. Поэтому решение сов. градостроителями стоящих перед ними
проблем, касающихся большинства населения страны, приобретает универсальное
народнохозяйственное значение.


Большие изменения произошли в Г. стран,
вступивших на путь социалистич. развития. Обществ. собственность на землю,
средства и орудия произ-ва создали возможность проведения крупных градостроит.
мероприятий. С развитием плановых начал в нар. х-ве практич. значение получили
проекты районной планировки (напр., реконструкция Верх-несилезского кам.-уг.
бассейна в ПНР, развитие р-на Усти-Мост и др. пром. р-нов ЧССР, ряда пром.
районов ГДР, ВНР, СРР и НРБ). В послевоен. период одновременно с
восстановлением ист. городов проводилась их реконструкция на основе социалистич.
Г.: зонирование, разуплотнение застройки, упорядочение трансп. сети, ликвидация
различий в качестве жилищ, уровне благоустройства и культурно-бытового
обслуживания центральных и окраинных районов,стр-во новых жилищ для трудящихся
и др. (напр., осуществление ген. плана восстановления и развития Варшавы,
1946, арх. Р. Петровский, 3. Скибневский, М. Новицкий, Я. Захватович и
др.). Большое внимание уделяется сохранению и использованию с учётом
совр. требований архит. наследия (напр., в Праге и Чески-Крумлове в ЧССР),
созданию новых и преобразованию старых обществ. центров (переустройство
центра Софии, кон. 1940 - нач. 1950-х гг., арх. Г. Овчаров, Д. Цолов и
др.; реконструкция центра Берлина, 1964-69, арх. Й. Нетер, Р. Корн и др.).
Строятся города-спутники (напр., Гавиржов в Остравско-Карвин-ском бассейне
в ЧССР, с 1952, Нове-Тыхы близ г. Катовице в ПНР, с 1952), в к-рых
создаются благоприятные условия для жизни населения. Индустриализация вызвала
стр-во новых городов (Эйзенхюттенштадт в ГДР, с 1950; Димитровград в НРБ,
с 1947; Дунауйварош в ВНР, с 1950). В стр-ве многочисленных новых
жилых районов и особенно новых городов наиболее полно раскрылись преимущества
социалистич. Г. Наряду с его общими принципами, характерными для всех стран
социалистич. лагеря, в Г. отд. социалистич. стран есть свои различия, к-рые
определяются особенностями ист. и экономич. развития, местными природными
условиями, а также развитием нац. градостроит. науки.


Актуальные вопросы совр. Г. занимают
большое место в деятельности Союза советских архитекторов и Международного
союза архитекторов (см. Архитектурные конгрессы МСА).


Илл. см. на вклейке, табл. XIII, XIV,
XV, XVI (стр. 208-209).


Лит-: Говард Э., Города будущего,
СПБ, 1911; Зитте К., Городское строительство с точки зрения его художественных
принципов,пер. с нем., М., 1925; "Строительство Москвы", 1930, № 1 [дискуссия
о принципах планировки социалистических городов]; Милютин Н., Соцгород,
М. - Л., 1930; Бунин А. В., История градостроительного искусства, т. 1,
М., 1953 (библ.); Тверской Л. М., Русское градостроительство до конца XVII
века, Л. -М., 1953; Шквариков В. А., Очерк истории планировки и застройки
русских городов, М., 1954; его же, Строительство городов в социалистических
странах, М., 1959; Гибберд Ф., Градостроительство, пер. с англ., М., 1959;
Всесоюзное совещание по градостроительству. Сокр. стенографический отчёт,
М., 1960; Транспорт и планировка городов. [Сб.], пер.
с нем., М., 1960; Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Шквариков В. А.,
Основные задачи планировки и застройки городов, М., 1961; Баранов Н. В.,
Современное градостроительство. Главные проблемы, М., 1962;
Xауке М. О., Градостроительство и районная планировка. Состояние
и перспективы развития, М., 1962; Опыт районной планировки и градостроительства
за рубежом. [Сб.], М., 1962; Швидковский О. А.,
Градостроительная культура социалистической Чехословакии, М-, 1963; Грушка
Э., Развитие градостроительства, Братислава, 1963; Кибл Г., Городская и
районная планировка. Принципы и практика планировки городов Великобритании,
[пер. с англ.], М., 1965; Основы советского градостроительства, т. 1 -
4, М., 1966-69; Градостроительство СССР, М., 1967; Рагон М., Города
будущего, пер. с франц., М., 1969; Всесоюзное совещание по перспективам
развития городов, М., 1970; Garnier Т., Une cite industrielle, P., 1918;
Le Corbusi.er Ch. E., Urbanisme, P., 1924; его же, La ville radieuse, Boulogne,
P., 1964; Laved an P., Histoire de I'urbanisme, v. 1 - 2, P., 1926 - 41;
Wright F. L., The disappearing city, N. Y., 1932; Saarinen E., The city,
its growth, its decay, its future, N. Y., 1943;


Abercrombie P., Town and country planning,
2 ed., L., 1944; Тоlwinski Т., Urbanistyka, t. 1 - 2, 3wyd., Warsz., 1947
- 48; Stein C., Towards new towns for America. N. Y., 1957; Hruza J., Budoucnost
mest, Praha, 1962; его же, Theorie mesta, Praha, 1965; Astengo G., Town
planning, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 14, L., 1967, p. 172 - 264
(есть библиография по вопросам градостроительства); Бунин А. В., Саваренская
Т. Ф., Градостроительство XX века в странах капиталистического мира, т.
2, [М., 1971]; Берюшев К. Г., Гигиена планировки населённых мест, в кн.:
Руководство по коммунальной гигиене, т. 1, М., 1961. Н.В.Баранов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я