ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО отрасль права,
регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
В случаях, предусмотренных законом, Г. п. регулирует и иные личные неимущественные
ошошения. В СССР и др. социалистич. странах участниками отношений, регулируемых
Г. п., являются гос. предприятия и иные гос. орг-ции, колхозы и др. кооп.
opr-ции, граждане. В случаях, предусмотренных законом, участниками этих
отношений могут быть и иные организации. Иностранные граждане, за отдельными
исключениями, установленными законом, также могут приобретать и осуществлять
гражд. права и обязанности (см. Иностранцы).


Сов. Г. п. регулирует не только имуществ.
отношения, возникающие между указанными участниками во внутр. экономич.
обороте СССР, но и в связи с совершением сделок по внеш. торговле, если
торговая сделка совершена в СССР и соглашением сторон не предусмотрено
применение к ней иностр. гражд. законодательства.


Осн. объект гражданско-правового регулирования
- это имуществ. отношения, т. е. отношения по владению, пользованию и распоряжению
средствами произ-ва и предметами потребления. Основой имуществ. отношений
в СССР и в др. социалистич. странах является социалистич. система производств.
отношений, базирующаяся на социалистич. собственности на орудия и средства
произ-ва. Сов. Г. п. регулирует не все имуществ. отношения, а те, к-рые
складываются в социалистич. обществе в связи с использованием в коммунистич.
строительстве товарно-денежной формы.


Использование товарно-денежной формы
и, следовательно, товарных, эквивалентно возмездных отношений (напр., купля-продажа
или
поставка товаров) в рамках планового социалистич. х-ва требует
признания равноправия (равных возможностей) за их участниками. До
тех пор, пока будут использоваться товарно-денежные рычаги в социалистич.
х-ве, основной и определяющей категорией имуществ. отношений, регулируемых
Г. п., будут возмездные отношения. Но Г. п. регулирует и отношения, основанные
на равном положении сторон, но вытекающие из безвозмездного предоставления
имущества (напр., дарение).


Отношения, возникающие в силу актов
хоз. управления между гос. планово-регулирующими органами, с одной сторон
ы, и подчинёнными им гос. предприятиями, с другой, регулируются не гражданским,
а адм. правом, хотя указанные акты и направлены на имущественные цели:
напр., акт распределения органом хозяйственного управления средств, предназначенных
на капитальное строительство, между предприятиями или акт, закрепляющий
за предприятием право на приобретение распределяемых в централизованном
порядке сырья, материалов, оборудования.


Не регулируются Г. п. также отношения:
семейные, трудовые, земельные, основанные на членстве в колхозах, налоговые
и бюджетные (хотя все эти отношения в той или иной мере связаны с имуществ.
содержанием, они не являются товарными).


Участники отношений, регулируемых Г.
п., имущественно обособлены один от другого. Хотя единым и единств. субъектом
права гос. социалистич. собственности является Сов. гос-во, оно осуществляет
оперативное управление своим имуществом через гос. предприятия и иные гос.
орг-ции. За каждым гос. предприятием и иной гос. орг-цией закрепляется
(обособляется) в целях выполнения возложенных на неё производственно-хоз.
или иных задач определённая часть гос. имущества и в рамках, определённых
законом, эта орг-ция владеет, пользуется и распоряжается гос. имуществом
в соответствии с плановыми заданиями и с назначением имущества. Это означает,
что гос. орг-ции являются субъектами имуществ. прав и обязанностей - юридическими
лицами (см. также Субъект права).


Г. п. закрепляет и обеспечивает относит.
Самостоятельность гос. предприятий в их производственно-хоз. деятельности
и в их имуществ. отношениях. Особенно возросло значение Г. п. в связи с
экономич. реформой, осуществляемой в СССР на основе решений Сентябрьского
(1965) пленума ЦК КПСС и 23-го съезда КПСС. Проведение реформы расширило
использование товарно-денежных рычагов и Материальных стимулов в работе
предприятий, что означает и расширение гражданско-правового регулирования
их деятельности.


Гос. орг-ции (учреждения), состоящие
на гос. бюджете (сметном финансировании), для выполнения возложенных
на них управленч. и социально-культ. функций также вступают в имуществ.
отношения в качестве субъектов Г. п., ибо каждая из таких орг-ций имеет
самостоят. смету, обособленную от сметы другой государственно-бюджетной
орг-ции.


Каждый колхоз или иная кооп. орг-ция
является самостоятельным кооп. собственником, поэтому колхозы и кооп. орг-ции
являются субъектами Г. п. В силу тех же оснований носителями гражданско-правовых
отношений являются и обществ. орг-ции: они собственники принадлежащего
им имущества.


В СССР признаётся и охраняется также
личная собственность граждан на предметы потребления (см. Личная собственность).
Граждане
в процессе приобретения и использования принадлежащего им на праве личной
собственности имущества вступают в регулируемые Г. п. имуществ. отношения
с социалистич. орг-циями и др. гражданами.


Сов. гражд. законодательство исходит
из принципа единства регулирования социалистич. имуществ. отношений независимо
от состава их участников. Единство правового регулирования социалистич.
имуществ. отношений не исключает, а предполагает дифференциацию в этом
регулировании, учёт особенностей положения различных субъектов Г. п. Имеются
нормы Г. п., к-рые распространяются только на социалистич. орг-ции (напр.,
нормы, регулирующие договор поставки, подряда на капитальное стр-во);
в нек-рых правоотношениях одним из его участников обязательно должен быть
гражданин (напр., в договоре жилищного найма). Кроме того, учитываются
особенности положения различных субъектов Г. п. в нормах о сделках, исковой
давности и др.


Г. п. регулирует также связанные с
имуществ. личные неимуществ. отношения, напр. связанные с авторством и
изобретательством. В случаях, предусмотренных законом, Г. п. регулирует
также и личные неимуществ. отношения, не связанные с имуществ. отношениями,
напр. отношения по поводу чести и достоинства.


Г. п. обеспечивает защиту нарушенных
имуществ. и личных прав различными способами, среди к-рых основным является
восстановление состояния, существовавшего до нарушения права (см. Реституция).
Если
восстановление в натуре невозможно, потерпевшему, поскольку речь идёт об
имуществ. отношениях, уплачивается ден. компенсация (возмещение убытков).


Защита гражд. прав осуществляется,
как правило, в исковом порядке судом (для граждан и колхозов) и
арбитражем (для иных социалистич. орг-ций), а в предусмотренных
законом случаях - третейскими и товарищескими судами, проф. орг-циями и
административными органами.


В целом сов. Г. п. способствует укреплению
и развитию социалистич. экономики, хоз. расчёта, плановой и договорной
дисциплины между социалистич. орг-циями, охране материальных и культ. интересов
граждан и правильному сочетанию этих интересов с интересами всего общества,
развитию творческой инициативы в области науки и техники, литературы и
искусства.


Источниками сов. Г. п. являются Основы
гражд. законодательства Союза ССР и союзных республик, утверждённые Верх.
Советом СССР в 1961 и вступившие в силу с 1 мая 1962. На базе этих Основ
в союзных республиках разработаны и приняты в 1963-64 гражданские кодексы.
Кроме
того, имеется значит. число гражданско-правовых общесоюзных и республиканских
нормативных актов, конкретизирующих нормы общесоюзных Основ и гражд.
кодексов (напр., Положения о поставках продукции производств.-технич.
назначения и товаров нар. потребления) или регулирующих такие отношения,
к-рые являются предметом Г. п.<, но не включены в Основы и кодексы.


Г. п. бурж. гос-в основано на частной
собственности на средства произ-ва и регулирует имуществ. и личные отношения
капиталистич. общества в интересах господств. класса буржуазии. В период
пром. капитализма - в эпоху свободной конкуренции - осн. внимание в гражд.
кодексах бурж. гос-в уделялось защите индивидуальной частной собственности,
свободе распоряжения ею, равно как и неограниченной свободе договоров,
опосредствующих экономич. оборот. В эпоху государственно-монополистического
капитализма,
когда усиливается воздействие гос-ва на сферу гражд. правоотношений,
гражд. законодательство прежде всего обеспечивает защиту крупной частной
собственности ассоциированных капиталистов - монопо-листич. объединений
- в ущерб интересам мелких и средних собственников, существ. образом ограничивается
формальная свобода гражд. договоров. Монополистич. объединения диктуют
свои условия более слабым в экономич. отношении партнёрам, устанавливают
монопольные цены и т. д. Развиваются т. н. продиктованные договоры, договоры
присоединения и "формулярное" право: контрагенту не остаётся ничего другого,
как присоединиться к продиктованным ему типизированным условиям, выраженным
в готовом формуляре. В гражд. кодексы и иные гражданско-правовые нормативные
акты включаются и т.н. каучуковые положения, позволяющие суду и адм. органам
толковать их в нужном им направлении. Вместе с тем в капиталистических
государствах сохраняются элементы формального неравенства в сфере гражданской
правоспособности по признаку расы, пола и т. п.


Лит.: Алексеев С. С., Предмет
советского социалистического гражданского права, Свердловск, 1959; (Ученые
труды Свердловского юридического института, т. 1, серия "Гражданское право");
Иоффе О. С., Советское гражданское право, М., 1967; Братусь С. Н., Предмет
и система гражданского права, М., 1963.


С. Н. Братусь.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я