ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА

ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА диск
из синтетич. материалов, на поверхности к-рого по спирали расположены канавки
(дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью предназначенных
для этой цели аппаратов - граммофонов, электрофонов и др. Процесс производства
Г. п. включает создание оригинальных записей на магнитной ленте, перенос
их с помощью рекордера на лаковые диски, с к-рых гальванич. способом
изготовляются металлич. оригиналы матриц для прессования Г. п. из
пластич. масс.


Существуют Г. п. монофонические (с
одним звуковым каналом на дорожке) - обычные (звук с к-рых воспроизводится
с частотой вращения диска 78 об/мин, ширина звуковой дорожки - 140
мкм)
и долгоиграющие (45, 33 1/3, 16 об/мин при ширине звуковой дорожки
55 мкм), стереофонические (с двумя звуковыми каналами на
дорожке) - только долгоиграющие. Междунар.
стандартами
установлены следующие типы Г. п. по диаметру: 17,5 см
(до 6 мин
звучания одной стороны пластинки), 25 см
(до 18 мин),
30 см (до 28 мин).


Прообразом Г. п. принято считать восковой
фоновалик - звуконоситель фонографа Т. А. Эдисона, на к-ром в декабре
1877 была записана первая в мире фонограмма. Однако приоритет открытия
принципа механич. записи и воспроизведения звука принадлежит франц. поэту,
музыканту, учёному Ш. Кро (1842-88), представившему 3 апр. 1877
Французской академии свой труд "Процесс записи и воспроизведения явлений,
воспринимаемых слухом".


В 1888 нем. инженер Э. Берлинер (1851
- 1929), работавший в США, предложил использовать в качестве носителя
звука цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, и аппарат для воспроизведения
звука с этого диска - граммофон. Диск Берлинера позволял снимать с него
металлич. копию - матрицу для массового производства Г. п.
путём
штамповки вначале из целлулоида, эбонита, каучука, затем шеллачных
смол. Первая в мире Г. п., сделанная Берлинером, хранится в Нац. музее
США в Вашингтоне.


В кон. 19 в. в Камдене (США) открыта
первая в мире фабрика Г. п., положившая начало крупнейшему концерну Г.
п. "РСА Victor". В конце 19 в. и в нач. 20 в. компании и фирмы по производству
Г. п., граммофонов (патефонов) создаются в США - "Columbia", во Франции
- "Pathe", в Великобритании -"His Master's Voice", в Италии - "La voce
del Padrone".


К нач. 20 в. в мире насчитывалось ок.
3 тыс. наименований Г. п. общим тиражом св. 4 млн. экз. (до 1903 выпускались
только односторонние Г. п.), гл. обр. с записями декламационно-разговорного
жанра, маршей, вальсов, песен и романсов. Очень незначит.
часть в репертуаре Г. п. занимала инструментальная музыка - из-за технического
несовершенства записи. В 1903 появились (впервые в США и Великобритании)
двусторонние
диски. В 1907 в Париже Г. п. с записями выдающихся певцов Ф. Таманьо,
Э. Ка-рузо, А. Патти и др. торжественно были помещены в оцинкованные
герметич. футляры для сохранения; футляры было решено вскрыть через 100
лет. Г. п. получила широкое распространение во многих странах мира. Скорость
вращения диска Г. п. изменялась от 90-100 об /мин до 76-80 об/мин,
в 1925 принят стандарт - 78 об /мин.


Новый этап в истории Г. п. начался
в кон. 20-х - нач. 30-х гг., когда были изобретены аппараты для электроакустич.
записи и воспроизведения звука, а также полихлорвиниловая масса для изготовления
Г. п., позволившие значительно улучшить качество звучания грамзаписей.
Качественно изменился и репертуар Г. п. - значительное место в нём заняли
записи классич. произведений симфонич., камерной и оперной музыки. В конце
40-х гг. (впервые з 1948, США, фирма "Columbia") появились долгоиграющие
Г. п. (предназначенные для электроакустич. воспроизведения с помощью электропроигрывателей,
электрофонов, радиол), что позволило значительно расширить полосу
записанных частот (50-16 000 гц), полностью сохранить тембр звука,
увеличить динамич. диапазон записи (до 50-57 дб), снизить уровень
шумов, намного продлить качественное звучание Г. п. С появлением долгоиграющих
Г. п. стали сокращаться тиражи обычных и в конце 60-х гг. их массовый выпуск
был прекращён.


В 1957-58 в США и затем в др. странах
начался выпуск стереофонич. Г. п., позволивших получить при воспроизведении
близкое к натуральному объёмное звучание, а в кон. 60-х гг. - пластинок,
с к-рых можно воспроизводить записи как в монофонич., так и в стереофонич.
вариантах.


В 1962 во Франции были выпущены первые
т. н. гибкие Г. п., к-рые стали использоваться в качестве звуковых иллюстраций
в различного рода изданиях и обусловили появление "звуковых" журналов.


В России первая фабрика Г. п. организована
в 1901-02 в Риге англ. акционерным об-вом "Граммофон". Среди первых рус.
артистов, записавшихся на Г. п., были И. В. Тартаков, М.Г.
Савина, Ф.И.Шаляпин, А.Д. Вяльцева, В. Ф. Комиссаржевская и др. В 1910
начал выпуск Г. п. Апрелевский з-д под Москвой (ныне крупнейшее в СССР
предприятие по производству Г. п.); к 1915 в России работало 6 фабрик,
выпускавших ок. 20 млн. Г. п. в год. В 1910-11 на Г. п. были записаны выступления
многих выдающихся русских писателей, деятелей культуры, артистов.
В нач. 20 в. издавались специализированные журналы "Граммофонный мир" (1910-16),
"Граммофонная жизнь" (1911 -12) и др., а также каталоги Г. п.


В 1919 по декрету СНК производство
Г. п. было национализировано. Г. п. стала использоваться как средство массового
политич. и художественного образования народа. В редколлегию отдела "Советская
пластинка" Центропечати вошли В. И. Ленин, М. И. Калинин, А. М. Коллонтай.
В 1919-21 было издано ок. 40 названий Г. п. с записями выступлений выдающихся
деятелей Сов. государства. На первых сов. Г.п. записаны речи В. И. Ленина
"Обращение к Красной Армии", "Памяти пред. ВЦИК тов. Свердлова", "III Коммунистический
Интернационал". В 20-е гг. выпуск Г. п. осуществлялся Музтрестом ВСНХ.
В 1933 был создан Грампласттрест, в 1938 - Всесоюзный дом звукозаписи для
производства записей на Г. п., в 1957 - Всесоюзная студия грамзаписи (см.
Грамзаписи
студия).
В 1964 организована Всесоюзная фирма Г. п. "Мелодия".


Массовый выпуск Г. п. начался в СССР
в 30-40-е гг. (в 1940 было издано св. 55 млн. Г. п.), с 1952 стали
выпускаться долгоиграющие Г. п., с 1962 - стереофонические, с 1964 - гибкие
(с 1965 - звуковой журнал "Кругозор", с 1968 - "Колобок"),
с 1969 - стерео-монофонические.


За 50 лет существования сов. граммофонной
пром-сти созданы уникальные документально-историч., художественные, учебно-образовательные
записи. Выпущены серии грампластинок, посвящённые В. И. Ленину и его соратникам,
видным гос. и общественным деятелям Советского государства; записаны основные
произведения отечественной и зарубежной классич. и совр. музыки, антологии
нар. и совр. музыки, антологии нар. и сов. муз. и песенного творчества,
многие произведения мировой драматургии, классич. спектакли ведущих театров
страны, собрания исполнений выдающихся артистов прошлого и современности
(инструменталистов, вокалистов, мастеров театра и художеств. слова),
серии авторского чтения известных сов. писателей, лучшие произведения лит-ры
и музыки для детей, фонохрестоматии и др. звуковые уч. пособия для общеобразовательной
школы, курсы иностр. языков, лекции для нар. ун-тов и др. Тираж Г. п.,
выпущенных в СССР в 1970, достиг 180 млн. Сов. Г. п. экспортируются более
чем в 60 стран. Кроме того, по сов. записям выпускают Г. п. нек-рые крупнейшие
иностранные фирмы, в т. ч. "Le Chant du Monde", "Pathe-Marconi" (Франция),
"Victor" (Япония), "Capitol" (США), "Ariola" (ФРГ), "EMJ" (Великобритания)
и
др. В СССР и др. странах периодически издаются сводные каталоги выпущенных
Г. п. В СССР сводные каталоги издаются с 1947, генеральные - с 1954 раз
в 2-3 года (первый каталог сов. Г. п. был издан в 1919); бюллетени
новых грамзаписей выпускаются ежемесячно. Материалы о новых Г. п. регулярно
публикуются в периодической печати ("Музыкальная жизнь", "Советская музыка",
"Советская культура" и др.).


В ряде стран имеются богатейшие собрания
Г. п. - фонотеки, общества филофонистов (см. филофония). В
СССР с 1966 при Моск. отделении Всесоюзного общества филателистов существует
секция филофонистов, такие же секции организованы в Горьком, Кишинёве и
др.


За рубежом регулярно проводятся междунар.
конкурсы на лучшие записи для Г. п. (Франция, Нидерланды, Бельгия, Япония,
Испания). Исполнители произведений, записанных на Г. п., тираж к-рой
достиг 1 млн. экз., награждаются призом "Золотая пластинка". Среди исполнителей,
удостоенных высших наград на таких конкурсах, - Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах,
С. Т. Рихтер, Л. Б. Коган, М. Л. Ростропович, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская,
3. А. Долуханова, Д. М. Гнатюк, Л. Г. Зыкина, Гос. симфонич. оркестр СССР;
оркестры Большого театра СССР и Всесоюзного радио, Краснознамённый ансамбль
Советской Армии и др. Сов. Г. п. получила мировое признание. Грамзаписи,
сделанные ведущими сов. звукорежиссёрами В. А. Гросманом, Д. И. Гаклиным,
И. П. Вепринцевым и др., неоднократно отмечались призом "Гран при" Франц.
академии грамзаписи им. Ш. Кро и др. междунар. премиями.


Лит.: Волков-Ланннт Л. Ф.,
Искусство запечатленного звука- Очерки по истории граммофона, М., 1964;
Xазанджи В., Производство граммофонных пластинок, М., 1965; Каталог долгоиграющих
грампластинок, М., 1968; Любителям грампластинки, [в. 1, сост. Л. Григорьев,
Я. Платек, М., 1971].


Э. О. Конокотин, Б. Д. Владимирский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я