ГРАМОТНОСТЬ
(от греч. grammata
- чтение и письмо). Г. как определённая степень владения навыками
устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного
уровня населения. Конкретное содержание понятия "Г." меняется на различных
этапах экономич. и политич. развития общества вместе с повышением его культурных
запросов.
В дореволюционной России и в др. странах
с невысоким уровнем школьного образования грамотными считались лица, умеющие
только читать; в развитых капиталистич. странах - лица, владеющие навыками
чтения и письма. Вопросы определения понятия "Г.", его статистич. обозначения
во время переписей населения в конце 19 в. и 1-й пол. 20 в. неоднократно
рассматривались на европейских и междунар. совещаниях по демографич. статистике
и программам переписей населения. Генеральная конференция ЮНЕСКО (10-я
сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении
переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием
прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни.
В странах, достигших сплошной Г. населения,
применяется показатель образования, а показатель Г. сохраняет познавательное
значение лишь в историч. оценке развития культурного строительства. Однако
оба показателя находят применение в междунар. характеристике культурного
уровня населения стран мира.
В дореволюционной России при недоступности
школ для детей трудящихся, в условиях запрета обучения детей нерусских
национальностей на родном языке, при отсутствии письменности у многих народностей
миллионы детей были лишены возможности обучаться грамоте. По данным переписи
1897, использованным В. И. Лениным в характеристике Г. дореволюционной
России, в составе всего населения империи был 21% грамотных, а за вычетом
детей до 9 лет - 27% (по Сибири соответственно 12 и 16% , по Ср. Азии -
5 и 6% ).
Великая Окт. социалистич. революция
открыла всем народностям СССР доступ в школы с обучением на родном языке.
Декретом, подписанным В. И. Лениным 26 дек. 1919, всё население страны
в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться
грамоте на родном или рус. языке-по желанию.
Работа по ликвидации неграмотности
среди взрослого населения приняла массовый характер, миллионы неграмотных
вовлекались в организованные для них школы грамоты, широко проводились
подготовительные мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного школьного
обучения (см. Всеобщее обучение). За период с 1923 по 1939 в СССР
обучалось более 50 млн. неграмотных и ок. 40 млн. малограмотных. Уровень
грамотности женщин за 13 лет (1926- 1939) повысился почти вдвое.
Общую картину грамотности см. в табл. 1 и 2.
Табл. 2. - Процент грамотных среди
населения союзных республик в возрасте 9 - 49 лет (по переписи 1970)
Союзные республики
|
Городское
население |
Сельское
население |
Городское
и сельское население |
|||
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
|
РСФСР
|
99,6
|
98,2
|
99,1
|
97,1
|
99,3
|
97,7
|
Украинская
ССР |
99,7
|
98,7
|
99,5
|
98,9
|
99,6
|
98,8
|
Белорусская
ССР |
99,6
|
98,7
|
99,4
|
98,6
|
99,5
|
98,6
|
Узбекская
ССР |
99,0
|
97,1
|
98,9
|
97 ,5
|
99,0
|
97,3
|
Казахская
ССР |
98,9
|
95,2
|
98,7
|
95,0
|
98,8
|
95,1
|
Грузинская
ССР |
99,5
|
98,5
|
99,3
|
98,7
|
99,4
|
98,6
|
Азербайджанская
ССР |
99,0
|
95,8
|
98,7
|
96,1
|
98,8
|
96,0
|
Литовская
ССР |
99.3
|
98,5
|
98,6
|
97,9
|
98,9
|
98,1
|
Молдавская
ССР |
98,6
|
95,5
|
99,3
|
97 ,0
|
99,1
|
96,8
|
Латвийская
ССР |
99,6
|
99,2
|
99,0
|
98,1
|
99,4
|
98,8
|
Киргизская
ССР |
99,1
|
96,8
|
99,0
|
97,2
|
99,0
|
97,0
|
Таджикская
ССР |
97,9
|
93,7
|
98,0
|
95,1
|
98,0
|
94,6
|
Армянская
ССР |
99,2
|
97,6
|
99,3
|
97 ,6
|
99,2
|
97,6
|
Туркменская
ССР |
98,1
|
93,5
|
97,3
|
93.2
|
97,7
|
93,4
|
Эстонская
ССР |
99,8
|
99,6
|
99,4
|
99,4
|
99,7
|
99,5
|
Табл. 1.- Процент грамотных в возрасте
9 - 49 лет
Годы переписи
|
|||||
Население
|
1897
|
1926
|
1939
|
1959
|
1970
|
Городское
: мужчины |
66,1
|
88,0
|
97,1
|
99,5
|
99,9
|
женщины
|
45,7
|
73,9
|
90,7
|
98,1
|
99,8
|
Всего
|
57,0
|
80,9
|
93,8
|
98,7
|
99,8
|
Сельское:
мужчины |
35,5
|
67,3
|
91,6
|
99,1
|
99,6
|
женщины
|
12,5
|
35,4
|
76,8
|
97,5
|
99,4
|
Всего
|
23,8
|
50,6
|
84,0
|
98,2
|
99,5
|
Городское
и сельское: мужчины |
40,3
|
71,5
|
93,5
|
99,3
|
99,8
|
женщины
|
16,6
|
42,7
|
81,6
|
97,8
|
99,7
|
Всего
|
28,4
|
56,6
|
87,4
|
98,5
|
99,7
|
Значительные успехи в ликвидации неграмотности
достигнуты и в других социалистич. странах, население этих стран почти
полностью грамотно. Достаточно высокая Г. населения в экономически развитых
капиталистич. странах (Великобритания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония
и др.).
Серьёзных успехов в борьбе за Г. населения
добиваются народы Азии и Африки, вставшие на путь гос. и нац. независимости.
Однако уровень Г. населения в экономически слаборазвитых, зависимых или
долгое время находившихся под иностранным господством странах продолжает
оставаться низким. По данным ЮНЕСКО (1962), в Африке - ок. 120 млн.
неграмотных (ок. 80% среди взрослых); в Азии и Океании (без социалистических
стран) - ок. 350 млн. (св. 50%), в арабских странах - ок. 44 млн. (ок.
80% ). В большинстве стран Лат. Америки количество неграмотных достигает
50-60%. В 1965, по данным ЮНЕСКО, в мире насчитывалось 750 млн. неграмотных.
Низкая степень охвата детей школами во многих странах ведёт к росту числа
неграмотных - ежегодно их число возрастает в среднем на 3,5 млн. чел. В
1966 Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла предложение Всемирного конгресса
министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965)
об учреждении Международного дня распространения грамотности (8 сент.).
Термин "Г." обозначает также: а)
наличие
соответствующих знаний в какой-либо области (политическая грамотность,
техническая грамотность); б) умение излагать свои мысли в
соответствии с нормами литературного языка (грамматическими, стилистическими,
орфоэпическими и др.). м. П. Кашин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я