ГРАМШИ
(Gramsci) Антонио
(23.1. 1891, Алес, о. Сардиния, - 27.4.1937, Рим), основатель и
руководитель Ком-мунистич. партии Италии, теоретик-марксист. Род. в семье
мелкого служащего. В 1911-14 учился в Туринском ун-те на филологическом
ф-те. В 1913 вступил в Итал. социалистич. партию. В годы 1-й мировой войны
1914-18 редактировал туринский социалистич. еженедельник "Иль гридо дель
пополо" ("II grido del popolo"); одновременно Г. сотрудничал в туринском
издании социалистич. газеты "Аванти!" ("Avanti!").
Г. быстро проявил себя как выдающийся
представитель молодого поколения итал. революционеров, начавших борьбу
против реформизма в социалистич. партии. В 1917 принял участие в создании
внутри партии "Революц. фракции непримиримых". После антивоен. вооруж.
восстания в Турине в авг. 1917 был избран секретарём местной секции социалистич.
партии.
Идеи ленинизма и Окт. социалистич.
революция оказали решающее влияние на теоретич. и практич. деятельность
Г. В условиях послевоен. революц. подъёма в Италии Г. выступил инициатором
движения за создание фабрично-заводских советов, к-рое стало своеобразной
формой борьбы итал. пролетариата за власть в 1919-20. В борьбе за организацию
фаб.-зав. советов гл. роль принадлежала группе "Ордине нуово" ("Новый строй"),
к-рую Г. вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами
создал в мае 1919. В еженедельнике "Ордине нуово" ("Ordine nuovo") в
1919-20 публиковались статьи Г., в к-рых на основе глубокого анализа структуры
итал. общества и особенностей его ист. развития Г. выдвинул задачу борьбы
за союз пром. пролетариата Севера с крестьянами Юга и показал, что осуществление
такого союза - важнейшая предпосылка гегемонии пролетариата в конкретных
итал. условиях. Написанный Г. доклад туринской секции "За обновление социалистич.
партии" получил одобрение В. И. Ленина на 2-м конгрессе Коминтерна (1920).
В нояб. 1920 абстенционисты (группа А. Бордиги), левые максималисты
и
группа "Ордине нуово" создали объединённую коммунистич. фракцию. В янв.
1921 на 17-м съезде Итал. социалистич. партии в Ливорно эта фракция порвала
с реформистами и центристами и основала Коммунистич. партию Италии (КПИ).
В 1922-23 Г. был делегатом от КПИ в
Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. В 1924 по инициативе Г. создана
ежедневная газета партии "Унита" ("1'Unita"), к-рая, проводя линию
КПИ, стремилась объединить всех трудящихся в борьбе против фашизма. В мае
1924 Г. вернулся в Италию. Ведя настойчивую борьбу против сектантской политики
руководства КПИ, возглавлявшегося Бордигой, Г. добился создания в партии
новой руководящей группы. Возглавляя в 1924-26 парл. группу коммунистов,
Г. разоблачал с трибуны палаты депутатов преступную политику фашизма. Одновременно
Г. продолжал теоретическую разработку проблем борьбы итальянского пролетариата.
8 нояб. 1926 фашисты арестовали Г. и сослали на о. Устика. В 1928 фаш.
трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного заключения (затем в результате
неск. амнистий этот срок был сокращён - он истекал в 1937). Большую
часть заключения Г. провёл в тюрьме Тури (около Бари). Тяжёлые условия
жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального
освобождения Г. скончался.
Бесстрашный борец за дело рабочего
класса, Г. последовательно отстаивал и развивал принципы марксистской революц.
теории. Г. оставил большое теоретич. наследие, вошедшее в знаменитые "Тюремные
тетради", созданные в годы заключения. Его работы в области истории, философии
и культуры идейно вооружают пролетариат.
Гл. целью ист. исследований Г. была
науч. разработка проблемы гегемонии пролетариата. С этим тесно связаны
исследования Г., посвящённые эпохе Ри-сорджименто - периоду борьбы за нац.
освобождение и объединение Италии в 19 в. На конкретных ист. примерах Г.
показывает, что союз с крестьянством определяет политич. успех той силы,
к-рая осуществляет руководящую роль в этом союзе. Г. создаёт цельную марксистскую
концепцию Рисорджименто. Он рассматривает Рисорджименто как бурж. революцию,
оставшуюся незавершённой гл. обр. потому, что в Италии не были осуществлены
революц. преобразования в деревне. Сохранение феод. пережитков, слабость
демократич. лагеря обусловили внутр. бессилие т. н. либерального гос-ва,
к-рое особенно отчётливо выявилось после 1-й мировой войны (в нач. 20-х
гг.). Пролетариат, указывает Г., должен учесть уроки истории и в
качестве гегемона революции повести за собой широкие народные массы.
Г. стремится выявить все те кардинальные
проблемы, к-рые не были решены в борьбе за нац. объединение и продолжали
тормозить экономич. и политич. развитие страны; он исследует в ист. плане
проблему разрыва между городом и деревней, Севером и Югом, интеллигенцией
и народом. Особенно большое внимание уделяет Г. изучению вопросов, связанных
с проблемой экономич. и политич. отсталости Юга Италии,- т. н. юж. вопросу,
к-рый он рассматривает прежде всего как вопрос крестьянский. Важнейшей
задачей пролетариата и его авангарда - коммунистической партии Г. считал
борьбу против буржуазной идеологии.
В своих филос. работах Г. стремился
дать всестороннее изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения.
Особое внимание он уделял проблеме связи между теорией и практикой, одним
из важнейших аспектов к-рой был вопрос об отношениях между рабочим классом
и интеллигенцией. В установлении единства между ними Г. видел одно из главных
отличий марксизма от бурж. философских систем, и в частности от философии
Б. Кроче. В противовес Кроче, к-рый стремился спасти "высокую культуру",
отделив её от политики и от масс, Г. утверждал необходимость контакта между
"простыми людьми" и интеллигенцией "...именно для того, чтобы создать интеллектуально-моральный
блок, который сделает политически возможным прогресс всей массы, а не только
узких группок интеллигенции" (Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 22).
Выступая против тенденций осуществить единство "на низком уровне масс",
Г. считал, напротив, необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение
масс. Критикуя всякого рода упрощения марксистской теории, Г., в частности,
писал по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки:
нельзя "... представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического
барометра как непосредственное выражение изменений в базисе ..." (там же,
с. 98). Разрабатывая учение о гегемонии пролетариата, Г. обращает
особое внимание на проблему духовного и нравств. руководства пролетариатом
массами и обществом. Г. отстаивал идею общественно-активной роли иск-ва,
ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против
вульгаризации этих принципов, против декретирования, навязывания иск-ву
его предмета, метода и задач. Именно в этом плане Г. ставил и решал вопросы
о взаимосвязи иск-ва и масс, писателя и народа, подчёркивал огромное воспитат.
значение иск-ва.
Труды Г. содействовали формированию
в Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение
для всей деятельности итал. рабочего класса и междунар. коммунистич. движения.
Соч.: Opere, v. 1 - 10, [Torino], 1952-60;
в рус. пер.- Избр. произв., т. 1-3, М., 1957-59; О литературе и искусстве,
М., 1967.
Лит.: Аликата М., А. Грамши
- основатель Итальянской коммунистической партии, [пер. с итал.], М., 1957;
Бондарчук В. С., Проблемы итальянского Рисорджименто в теоретических трудах
А. Грамши, "Новая и новейшая история", 1958, № 6; Големба А., Грамши, М.,
1968; Егерман Э. Я., Антонио Грамши о крестьянском вопросе в Италии, "Вопросы
философии", 1950, Ма 1; Лопухов Б. Р., А. Грамши, М., 1963; Мизиано К.
ф.. Великая Октябрьская социалистическая революция и проблемы рабочего
движения Италии в работах А. Грамши 1919 -1920 гг., "Новая и новейшая история",
1957, № 2; Францев Ю. П., Грамши и проблема идейного воспитания масс, в
сб.: 40 лет Итальянской коммунистической партии, М., 1961; Тоgliatti P.,
Gramsci, Mil., 1949; Studi Gramsciani.Atti del convegno tenuto a Roma nei
giorni 11 - 13 gennaio 1958, [Roma, 1958];. Gramsci e la cultura contemporanea,
[v. 1-2, Roma, 1969-70]. Б. Р. Лопухов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я