ГРЕБНОЕ СУДНО

ГРЕБНОЕ СУДНО судно, приводимое
в движение вёслами. Г. с. бывают с уключинами (упорами для вёсел) и
без уключин. Уключины располагаются на бортах (гилюпки, лодки различных
типов), на кронштейнах за бортом (академические суда) или
в корме (гондолы), Т. с. без уключин - байдарки, каноэ. Г.
с. могут иметь парус (паруса) или подвесной мотор.


Известны речные и морские Г. с. Др.
Вавилона, Ассирии, Египта. Остатки Г.с. 5000-летней давности найдены на
севере СССР. Г. с. служили для торговли, воен. походов, увеселительных
прогулок; нередко отличались большой инж. сложностью. Сохранилось описание
построенного при егип. правителе Птолемее IV Филопаторе плоскодонного Г.
с. дл. более 100 м, на к-ром помещалось ок. 3000 воинов; приводили
его в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В антич. период
строились многочисл. морские Г. с., значительные по размерам (дл. 40-45
м
и более, грузоподъёмностью до 300 т), с одним или неск. рядами
вёсел по высоте; мн. Г. с. несли вспомогат. паруса. Необходимость размещения
большого количества гребцов и припасов для них, затруднённость гребли на
волнении, низкие скорости (в среднем 5-7 км/ч в тихую погоду),
изнурительная тяжесть труда гребцов привели к вытеснению ко 2-й пол. 18
в. Г. с. парусными, в первую очередь на мор. перевозках. Совр. мор. и речные
Г. с.- в основном спортивные, а также мелкие промысловые, транспортные,
спасат. и др. См. также Судно. Э. Г. Логвинович.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я