ГРЕБНОЙ ВИНТ
наиболее распространённый
судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы
с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой,
под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1).
Различают Г. в. цельные, с лопастями,
отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями,
с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у к-рых шаг может
быть изменён поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется
скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости
вращения Г. в.).
Осн. геом. характеристики Г. в.: диаметр
D
- удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении
точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое
отношение H/D ; дисковое отношение - отношение площади поверхности
всех лопастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и
форма сечений лопастей соосными с Г. в. цилиндрич. поверхностями. Диаметр
совр. Г. в.- 0,2-0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных
танкеров, шаговое отношение - в пределах 0,4-2,0, дисковое отношение -
0,3-1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3-5-лопастные Г. в. (рис.
2). Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.
Принцип действия Г. в. тот же, что
и воздушного винта. В основе совр. методов расчёта Г. в. лежит вихревая
теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Г. в. усложняется значительно большей,
чем у возд. винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации. Г.
в. и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая
Г. в. мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Г.
в. относительно корпуса.
Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые
Движители, М.- Л., 1949; Басин А. М., Миниович И.
Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л-, 1963; Кацман Ф. М.,
Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов,
Л., 1963. И. Я. Миниович.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я