ГРИБОЕДОВ
Александр Сергеевич
[4(15).1.1795, Москва,-30.1(11.2). 1829, Тегеран], русский писатель и дипломат.
Род. в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование.
Занимался музыкой (известны два вальса Г.). В 1806 поступил в Моск. ун-т,
в 1810 окончил словесный и юридический ф-ты, затем учился на физико-математич.
ф-те. В 1812 поступил добровольцем в армию, но в воен. действиях не участвовал.
В 1817 зачислен в Коллегию иностр. дел. В Петербурге познакомился с А.
С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Ранние лит. опыты Г.-
комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья" (1817, в соавторстве с А.
А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии "Студент" (1817, совм.
с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 назначен
секретарём рус. миссии в Тегеране. С 1822 был в Тбилиси секретарём по дипломатич.
части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь
Г. начал писать комедию "Горе от ума", замысел к-рой возник, по-видимому,
ещё в 1816. Завершена работа над пьесой в Петербурге (1824), где
Г. попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими
друзьями Г. были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Кюхельбекер, А. И.
Одоевский. Как и декабристы, Г. ненави-дел самодержавно-крепостнич. строй,
но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.
"Горе от ума" - главное произв. Г.
В нём отразилась целая историч. эпоха. Отечеств. война 1812 и вызванный
ею нац.-патриотич. подъём обострили и усилили антикрепостнич. настроения
в нар. массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно
Г., по-видимому вскоре после окончания комедии, задумал нар. трагедию "1812
год" (отрывки опубл. в 1859), героем к-рой должен был стать крепостной
крестьянин - ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства.
Замысел "Горя от ума", содержание комедии
связаны с идеями декабристов. Драматич. конфликт комедии был выражением
борьбы двух обществ. лагерей: феод.-крепостнич. реакции и передовой молодёжи,
из
среды к-рой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами
Пушкина, "...резкая картина нравов" барской Москвы (см. Полн. собр. соч.,
т. 10, 1958, с. 121). "Век минувший" Фамусовых враждебен культуре,
просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены
черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов
на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением
лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства.
Крепостнич. дворянству, как и поверхностному
дворянскому либерализму (образ Репетилова), противопоставлен Чацкий,
к-рого А. И. Герцен назвал декабристом. В его образе Г. отразил
революц. патриотизм декабристов, протест против деспотизма, борьбу
за нац. самобытность рус. культуры против рабского преклонения перед иностранным.
Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 были опубл. лишь
отрывки из неё в альманахе "Русская Талия"; первое издание, урезанное цензурой,
появилось в 1833 (полный текст опубл. в 1862). Комедия стала расходиться
в списках. Декабристы распространяли её в целях пропаганды своих идей.
В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего
отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое.
Появление комедии "Горе от ума" предвещало
близкую победу реализма в рус. лит-ре. Жизнь, человеческие характеры Г.
раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в
изображении людей и нравов в зависимости от обществ. среды, в умении запечатлеть
существенные стороны действительности, создавать типические характеры,
обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер
драматургич. композиции, Г. с нарастающим напряжением ведёт действие комедии,
переплетая драму любви Чацкого с его обществ. драмой. Г. выступает как
новатор, заменяя обычное классицист-ское пятиактное членение пьесы четырёхактным
и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой,
разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. "О
стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",- отметил Пушкин
(там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус.
лит. язык.
Поставленная впервые в Москве в 1831
комедия Г. вплоть до нашего времени была реалистич. школой для многих поколений
рус. актёров.
Возвратившись в 1825 на Кавказ, Г.
получил известие о разгроме восстания 14 декабря. В январе 1826 в крепости
Грозный Г. был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу
декабристов до 2 июня 1826. Доказать его участие в заговоре не удалось,
но за Г. был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре
1826 в Тбилиси, Г. продолжал дипломатическую деятельность; с 1827 ему поручено
ведать сношениями с Турцией и Ираном. По окончании рус.-иран. войны 1826-28
участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора,
текст
к-рого доставил в марте 1828 в Петербург. Г. привёз план и отрывки
начатой им романтич. трагедии "Грузинская ночь" (опубл. 1859), в
к-рой в духе декабристских идей обличал феод.-крепостнич. строй.
Направленный в апреле 1828 полномочным
министром-резидентом (послом) в Иран, Г. отнёсся к этому назначению
как к политической ссылке. По пути в Иран Г. снова провёл неск. месяцев
в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, груз.
поэта А. Чавчавадзе. В качестве посла Г. проводил твёрдую политику. "...Уважение
к России и к ее требованиям, вот мне что нужно",- говорил он (Соч., 1945,
с. 550). Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты англ.
дипломатии и ре-акц. тегеранские круги, недовольные миром с Россией,
натравили
фанатически настроенную толпу на рус. миссию. Во время разгрома миссии
Г. был убит. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, П..
1911 - 17; Соч., М., 1956; Горе от ума. Изд. подгот. Н. К. Пиксанов, М.,
1969.
Лит.: Белинский В. Г., "Горе
от ума", Полн. собр. соч., т. 3, М-, 1953; Гончаров И. А., "Мильон терзаний".
Собр. соч., т. 8, М., 1952; А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников,
М., 1929; Пик-санов Н. К., Творческая история "Горя от ума", М.-Л., 1928;
Литературное наследство, т. 47 - 48 [Грибоедов], М., 1946) Н е ч к и н
а М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951; Орлов В. Н., Грибоедов,
2 изд., М., 1954; Петров С., А. С. Грибоедов, 2 изд., М., 1954; А. С. Грибоедов
в русской критике, М., 1958; Попова О. И., Грибоедов - дипломат, М., 1964;
История русской литературы XIX в. Библиография, указатель, М.- Л., 1962.
С. М. Петров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я