ГРИГ
(Grieg) Эдвард (15.6.1843,
Берген,- 4.9.1907, там же), норвежский композитор, пианист, дирижёр
и обществ. деятель. Крупнейший представитель норв. композиторской школы.
Предки Г. были выходцами из Шотландии, отец исполнял обязанности брит.
консула в Бергене. Игре на фп. учился у своей матери, пианистки-любительницы.
В 1862 окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор и вернулся
на родину. В 1863-66 жил в Копенгагене (Дания), где нек-рое время
пользовался советами датского композитора Н. Гаде. Пробуждению у Г. глубокого
интереса к норвежскому нар. творчеству способствовали скрипач, композитор
и фольклорист У. Булль и композиторы Р. Нурд-рок и X. Хьерульф. В Копенгагене
Г. совм. с Р. Нурдроком и неск. дат. композиторами основал концертную орг-цию
"Евтерпа" (от имени греч. музы) с целью пропаганды произв. сканд.
композиторов. С 1866 Г. поселился в Кристиании (Осло), где дирижировал
концертами филармония, об-ва, основал спец. муз. уч. заведение - Муз. академию
и (совм. с Ю. Свенсеном) Муз. об-во (ныне Фи-лармонич. об-во).
С конца 70-х гг. 19 в. Г. вместе с женой камерной певицей Н. Хагеруп, исполнявшей
его песни и романсы, совершил ряд концертных поездок по странам Зап. Европы,
выступая как пианист и дирижёр. В 1880-82 руководил в Бергене муз. об-вом
"Гармония". С 1885 жил преим. в окрестностях Бергена, в своей вилле Трольхау-ген.
В 1888 в Лейпциге произошло знакомство Г. с П. И. Чайковским, перешедшее
вскоре в дружеские отношения. В 1889 избран чл. Франц. академии, в 1893
доктором музыки Кембриджского ун-та, в 1906 - Оксфордского ун-та; почётный
доктор Берлинской академии (1897).
Композиторская деятельность Г. протекала
в период подъёма норв. лит-ры и иск-ва, в обстановке борьбы норв. народа
за свою независимость. Г. был горячим патриотом, певцом родной страны.
Подлинно нар. художник, он возвысил норв. музыку до вершин мировой классики,
творчески переработал и обобщил коренные черты муз. фольклора Норвегии,
соединив его с самобытно воспринятым опытом европ. классич. и романтич.
музыки. Наиболее ярко композиторское дарование Г. проявилось в камерных
инструментальных и вокальных произв. В них нашли отражение лирич. настроения,
образы сев. природы, поэ-тич. картины нар. жизни (10 тетрадей "Лирических
пьес", 1867-1901, и др.). Много работая в жанре миниатюры, Г. уделял
большое внимание и крупным формам. В камерных ансамблях (3 сонаты для скрипки
и фп., соната для виолончели и фп., 2 струнных квартета) и концерте
для фп. с оркестром (1868), принёсшем композитору мировую славу,
Г. дал своеобразную трактовку циклич. форм инструментальной музыки, создав
яркие по силе лиризма и нац. характера сочинения. Оркестровые симф. сочинения
Г. относятся к типу сюиты или программной миниатюры. Лучшие оркестровые
произв. Г. связаны с лит. программой, им свойственны поэтичность, меткость
муз. характеристик, завершённость формы, красочность инструментовки. Мировой
известностью пользуются 2 сюиты Г. из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт"
(1874-75), в к-рой композитор дал своё поэтич. прочтение текста,
усилив его лирич. черты. На основе поэзии Б. Бьёрн-сона возникли произв.
оперного ("Улаф Трюгвасон", 1873, неоконч., концертное исполнение 1889)
и
сценического (музыка к драме "Сигурд Крестоносец", 1872) плана,
раскрывающие образы героич. норв. эпоса. Вокальное творчество Г. также
обширно и оригинально - от простой лирич. песни ("Песня Сольвейг" и др.)
до
психологически углублённого вокального цикла ("Девушка с гор").
Песни и романсы Г. созданы преим. на слова скандинавских поэтов (Г. Ибсен,
Б. Бьёрнсон, А. Мунк, А. Гарборг, О. Винье, X. К. Андерсен, X. Драхман
и др.).
Г.- автор произв. для хора, обработок
норв. песен и танцев для фп., а также переложений для фп. нек-рых своих
оркестровых и вокальных сочинений, транскрипций для 2 фп. в 4 руки четырёх
сонат В. А. Моцарта. Опубликовал ряд статей, посв. творчеству норвежских
и датских композиторов, Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Р. Шумана, Дж. Верди
и др.
Соч.: Arlikler og taler, Oslo, 1957;
Избр. статьи и письма, пер. [с норв.], М., 1966.
Лит.: Финдейзен Н., Эдвард Григ.
Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ - М., 1908; Асафьев Б.
В., Григ, М.- Л., 1948; Кремлев Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашёва О.,
Эдвард Григ, М., 1962; F i n с k H. Т., Ed-vard Grieg, Stuttg., 1908; Schjelderup
G. und Niemann W., Edvard Grieg, Lpz., 1908; Johansen D.
M., Edvard Grieg, Oslo, 1956. О. Е. Левашёва.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я