ГРИГОРИЙ ПАЛAMA
(Gregorios Palamas)
(1296,
Константинополь,-14.11. 1359, Салоники), византийский богослов и
церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма,
давший
ему филос. оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма
(Варлаам
Калабрийский, Акиндин, Гри-гора) отстаивал тезис, согласно к-рому
аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое
и невещественное излучение бога (т. н. "Фаворский свет", к-рый, согласно
Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма,
развил в духе идеалистич. диалектики Аристотеля учение о различии сущности
бога и его "энергий", или самовыявлений: сущность пребывает в себе и недоступна,
энергии пронизывают мир и сообщаются человеку,
однако таким образом,
что "простота" и неделимость божества при этом не нарушаются и единство
сущности остаётся единством в многообразии энергий. После долгой борьбы
это учение было в 1351 признано офиц. доктриной визант. церкви. Антропология
Г. П., подчинённая практич. целям аскетич. работы над собой, включает сложные
психологич. наблюдения. Идеал Г. П.- такое "просветление" духа, к-рое распространилось
бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух богоподобен именно в
силу своей способности "животворить" плоть, в отличие от бестелесного духа
ангелов. Г.П. оказал сильное влияние на традицию поздневизант. мистики.
В 1368 причислен к лику святых.
Соч. в кн.: Patrologia cursus completas,
series graeca, accur. J. P. Migne, t. 150, P., 1865; в рус. пер.- Три творения,
Новгород, 1895; в кн.: Памятники византийской литературы 9 - 14 вв., М.,
1969, с. 366-74.
Лит.: Кривошеин В., Аскетическое
и богословское учение св. Григория Паламы, в сб.: Seminarium Kondakovianum
VIII, Praha, 1936,8. 99-154; Meyendorff J., Saint Gregoire Palamas et la
mystique orthodoxe, P., 1959. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я