ГРИМ
(франц. grime, букв.- забавный
старикан, от староитал. grimo - морщинистый), искусство изменения
внешности актёра, преим. его лица, с помощью гримировальных красок, пластич.
и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер Г. в театре зависит
от художеств. особенностей пьесы, замысла актёра, режиссёрской концепции
и стиля оформления спектакля. История Г. восходит к нар. обрядам и играм,
требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный
по рисунку и краскам Г. нек-рых форм китайского, индийского, японского
и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими
воен. ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до наст.
времени. Нар. актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали
лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистич. Г. пользовались
участники ср.-век. мистерий, моралите (15-16вв.). Идеализированный,
обобщённый Г. был создан театром классицизма. Во 2-й пол. 18 в. делались
попытки придать Г. большую характерность, индивидуальную выразительность
(Г. актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция; Д. Гаррика - Великобритания,
и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу
для расцвета иск-ва Г. Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали
от актёра умения создать Г.- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные
черты образа. Мастерами Г. были рус. драматич. актёры В. В. Самойлов, А.
П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и
др.
Важнейшее значение Г. в работе над
ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Моск. Художеств. театра
иск-во Г. стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля.
С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра,
творч. помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие иск-ва
Г. в сов. театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин,
П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретич. основ иск-ва Г.
занимался художник Р. Д. Раугул.
Иск-во Г. в кино имеет свою специфику.
Г. приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности
киноплёнки, к характеру освещения. Если в чёрно-белом кино Г. основывался
на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер.
Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное
средство выразительности. Увеличенное изображение на экране ("крупный
план") в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой
работы гримёра-художника.
Лит.: Ленский А. П.,
Заметки о мимике н гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М.,
1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М.,
1954, с. 113-25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л.- М., 1939; Раугул Р.
Д., Грим, 2 изд., Л.-М., 1947.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я