ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius,
Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,- 28.8.1645, Росток), голландский
юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей теории естественного
права и науки междунар. права. В 1619 за участие в политич. борьбе был
приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый
А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. "Свободное
море" ("Mare liberum", 1609) защищала принцип свободы морей, что
соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской
державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство
в океане. Работа Г. "О праве войны и мира" (1625) посвящена проблемам
междунар. права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы гос-ва и права.
Г. делит право на "естественное" и "человеческое", вкладывая в эти понятия
иное содержание, чем античные и ср.-век. мыслители. По Г., естественное
право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей;
в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую
собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается
право "человеческое".


Гос-во возникает, по Г., из "общежительной
природы человека", его возникновению предшествует т. н. общественный договор
(см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит
о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный
характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещённых.


Концепция междунар. права Г. вытекает
из общих принципов его теории. Её осн. положения следующие: договоры между
гос-вами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться
в силу естеств. закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие
чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления
вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражд.
населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения
споров между гос-вами, к-рый обладал бы эффективными средствами принуждения.
Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного,
что
в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует
о зарождении т. н. юридического мировоззрения; по словам Ф. Энгельса,
оно "...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер"
("Юридический социализм", см. Маркс К. и Энгель с Ф., Соч., 2 изд., т.
21, с. 496). Портрет стр. 354.


Соч.: О праве войны и мира, пер. с
лат., кн. 1 - 3, М., 1956.


Лит.: История политических учений,
М., 1965, с. 215-18. 3. М. Черниловский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я