ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
одна
из древнейших православных христ. церквей; возникла в 1-й пол. 4 в., когда
Грузия приняла христианство в качестве гос. религии. По сравнению с др.
православными церквами (см. Православная церковь) Г. п. ц. имеет
нек-рые отличия в литургич. правилах. До 5 в. Г. п. ц. подчинялась анти-охийскому
патриарху, а затем стала самостоятельной (автокефальной). Во главе
Г. п. ц. стоял архиепископ, с 5 в.- католикос, с 11 в.- католикос-патриарх,
резиденцией к-рого была Мцхета. В Абхазии (Зап. Грузия) был свой
католикос, именовавшийся бичвинтским, т. к. его кафедра была в Бичвинте
(ныне Пицунда). Он подчинялся католикосу-патриарху, но в 15 в.,
в связи с распадом единой грузинской монархии и образованием независимого
царства в Зап. Грузии, стал самостоятельным. Г. п. ц. обладала большой
экономической силой. Ей принадлежали обширные земли и много крепостных
крестьян. Богатства церкви росли за счёт пожалований от царей и феодалов
и покупки земель. Для усиления своего влияния на население Г. п. ц. было
построено много монастырей (Ала-вердский, Вардзиа, Гелати, Икалто, Шиомгвимский,
Шатберд и др.), представлявших собой значит. феод. х-ва, в к-рых
эксплуатировался труд зависимого населения. Наиболее крупные владения были
у католикоса-патриарха и бичвинт-ского католикоса. С целью укрепления своего
влияния и увеличения доходов Г. п. ц. насильственно насаждала христианство
среди горцев. Утверждение христ. религии сопровождалось уничтожением языческих
храмов. При этом погибли мн. памятники древнегрузинской культуры. В ср.
века груз. цари, будучи заинтересованы в поддержке сильной Г. п. ц., наделили
еёсуд. и финанс. привилегиями. Значит. доходы Г. п. ц. получала от взимания
подымного епархиального сбора с населения. На протяжении мн. веков наука
и просвещение в Грузии были монополизированы церковью, что тормозило их
развитие. Однако Г. п. ц. сыграла определённую роль в развитии просвещения
в стране в ср. века. При нек-рых монастырях возникали кружки (в Шио-мгвимском,
Давид-Гареджском, Алаверд-ском и др.), академии (в Гелати, Икалто)
и
т. п. Значит. развитие деятельность этих центров груз. культуры получила
в 11 - нач. 13 вв., в период создания и укрепления единого груз. гос-ва.
После присоединения Грузии к России в нач. 19 в. Г. п. ц. потеряла автокефалию.
Были упразднены должности католикоса-патриарха Грузии (1811) и бичвинтского
католикоса (1814). В 1811 был учреждён груз. экзархат Синода для
управления Г. п. ц. По закону 1811 б. ч. церк. земель и крепостных перешла
к т. н. "церк. ведомству", а духовенство стало получать жалованье из казначейства.
В 1852-53 имущество Г. п. ц. перешло к казне. Лишь небольшая часть крупных
церквей и монастырей сохранила свои земли.
В марте - сент. 1917 груз. духовенство
восстановило автокефалию Г. п. ц. и, упразднив экзархат, избрало католикоса-патриарха
Грузии. В годы Революции 1905-07 и Гражданской войны 1918- 1920 груз. духовенство
в Закавказье активно поддерживало контрреволюционеров. Позже Г. п. ц. заняла
лояльную позицию по отношению к Сов. власти. В 1943 было установлено общение
между Г. п. ц. и рус. православной церковью, признавшей автокефалию Г.
п. ц.
Б. Р. Ломинадзе.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я