ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Груз. композиторы создали ряд
нац. балетов на героико-романтич. (А. М. Баланчивадзе), героико-патриотич.
(Д. А. Торадзе), легендарно-фантастич. (Г. В. Киладзе), историко-революционные
(Ф. П. Глонти) и др. темы; оригинально воплотились на балетной сцене
произведения мировой классич. лит-ры (А. Д. Мачавариани, С. Ф. Цинцадзе,
А. М. Баланчивадзе, Р. К. Габичвадзе) (см. раздел Танец. Балет).
Кантатно-ораториальный жанр, возникший
в годы Сов. власти, уходит своими корнями в груз. нар. хоровой эпос. Первые
груз. кантаты написаны М. А. Баланчивадзе ("Слава ЗАГЭСу", 1927) и 3. П.
Палиашвили ("Посвящённая десятилетию Октября", 1927). В 1940-е гг. авторами
ораторий и кантат явились Н. И. Гудиашвили, Н. В. Нариманидзе. Монумент.
ораторию "Кавкасиони" создал Ш. М. Мшвелидзе (1949). Темы современности
и патриотизма ярко и самобытно воплотились в "Сердце Картли" А. И. Чимакадзе
(1952), "Дне моей Родины" А. Д. Мачавариани (1954). В 1960-е гг. написаны
оратории "Слава Октябрю" А. В. Шаверзашвили (1959), "Родина моя" С. И.
Насидзе (1967), "Революционная Грузия" Т. Л. Бакрадзе (1967). Глубиной
и эпич. величавостью отличаются оратории О. В. Тактакишвили "По следам
Руставели" (1964), созданная по одноим. циклу И. В. Абашидзе, "Бараташвили"
(1970) - на стихотворения Н. М. Бараташвили.
Формирование жанра оперетты в Г.
тесно
связано с деятельностью Тбилисского театра муз. комедии им. В. Абашидзе
(осн. 1934). В жанре оперетты работают Ш. Е. Милорава (автор 15 оперетт,
в т. ч. популярной "Песни о Тбилиси", 1958) и Г. Г. Цабадзе, автор 10 оперетт
("Великолепная тройка", 1963, "Мой безумный брат", 1965, и др.), А. П.
Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, С. Ф. Цинцадзе, Н. И. Гудиашвили, Д. А. Торадзе,
Ш. И. Азмайпарашвили, Р. К. Габичвадзе, В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди
(автор одной из первых груз. муз. комедий), Ш. Е. Джоджуа, Л. М.
Яшви-ли, И. А. Геджадзе, В. Ш. Азара-швили, Н. К. Габуния, С. И. Насидзе,
Б. А. Квернадзе.
Новый этап развития груз. романса начался
с конца 1940-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р.
И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Создаются вокально-симф. циклы на тексты
классич. и совр. груз. поэзии (О. В. Тактакишвили, А. Д. Мачавариани на
тексты Важа Пшавела; Г. В. Табидзе и др.).
В создании жанра груз. сов. массовой
песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г.
В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, А. М. Баланчивадзе, Г. И. Кокеладзе, В. Г.
Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, Р. И. Лагидзе и др.
Важную роль в развитии песни сыграли киномузыка, эстрадная музыка и музыка
к драматич. спектаклям (Р. И. Лагидзе, А. П. Кереселидзе, Г. Г. Цабадзе,
С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л.
М. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.).
Значит. место занимает музыка для детей.
Созданы произв. разных жанров, среди них, кроме упомянутых детских опер,
балет С. Ф. Цинцадзе "Сокровище голубой горы" (пост. 1956), фп.
концерты А. М. Баланчивадзе, Н. Л. Мамисашвили, Д. Д. Чхеидзе, фп. сочинения
разных форм Т. А. Шаверзашвили (основоположницы этого жанра в груз. музыке),
В. Г. Цагарейшвили, В. Г. Куртиди, Э. Г. Эксанишвили, детские песни М.
Ш. Давиташвили.
Среди композиторов звания нар. арт.
Груз. ССР удостоены 3. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе,
К. Г. Потцхверашвили. Нар. арт. СССР являются А. М. Баланчивадзе и А. Д.
Мачавариани; нар. арт. Груз. ССР - А. И. Букия, Р. Г. Габичвадзе, И. Р.
Гокиели, А. П. Кереселидзе, Р. И. Лагидзе, Ш. М. Мшвелидзе, Л. П. Палиашвили,
О. В. Тактакишвили, Д. А. Торадзе, И. И. Туския, С. Ф. Цинцадзе, А. П.
Марианашвили.
Основоположники нац. вокального иск-ва
- нар. арт. Груз. ССР В. П. Са-раджишвили, О. А. Бахуташвили-Шуль-гина
и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди выдающихся певцов Г.: нар. арт.
СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгу-ладзе, 3. И. Анджапаридзе, нар. арт.
Груз. ССР Н. Г. Кумсиашвили, Е. Т. Со-хадзе, Н. А. Цомая, М. П. Накашидзе,
Н. В. Харадзе, М. П. Амиранашвили, Л. Г. Чкония, Л. М. Гоциридзе, Н. С.
Тугуши, Д. Г. Бадридзе, Д. А. Гам-рекели, Б. И. Кравейшвили, Г. М. Гри-горашвили,
Д. С. Мчедлидзе, Н. А. Белакнели, Н. Д. Андгуладзе, Т. В. Мушку-диани,
И. Л. Шушания, Ш. А. Кикнадзе и др. Среди груз. дирижёров: нар. арт. Груз.
ССР И. П. Палиашвили, засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. С. Микеладзе, Ш. И.
Азмайпарашвили, нар. арт. СССР О. А. Димитриади, нар. арт. Груз. ССР
Д. Л. Мирцхулава, В. П. Палиашвили,дирижёры
Г. В. Азмайпарашвили, Л. Г. Киладзе, Д. И. Кахидзе, 3. 3. Ху-родзе, Д.
И. Гокиели и др.; пианистов: основательницы нац. школы нар. арт. Груз.
ССР А. Д. Вирсаладзе, А. И. Ту-лашвили, пианисты Э. К. Вирсаладзе, М. В.
Мдивани, М. Д. Чхеидзе, Т. К. Амираджиби, Н. К. Габуния, А. Ш. Нижарадзе;
скрипачей: нар. арт. Груз. ССР М. Л. Яшвили, Л. А. Исака-дзе, Н. Л. Яшвили;
виолончелистов: Г. К. Барнабишвили, А. И. Чиджавадзе, Т. Б. Габарашвили,
Э. А. Исакадзе и др.
В Г. работают: Тбилисский академич.
театр оперы и балета им. 3. П. Палиашвили (филиал - в Кутаиси), Тбилисский
театр муз. комедии им. В. Абашидзе, симф. оркестр (1933, первый художеств.
руководитель дирижёр Е. С. Микеладзе), струнный квартет Г. (1930), Груз.
филармония, капелла, эстрадный оркестр "Рэро", эстрадные вокально-инструмент.
ансамбли "Орэра" и др. В Тбилиси имеются консерватория им. В. Сараджишвили,
3 муз. уч-ща,< Центр. муз. школа, 17 муз. школ. Муз. уч-ща функционируют
в Кутаиси, Сухуми, Батуми, Цхинвали, Телави, Поти, Гори, Боржоми, Сигнахи,
Рустави. Муз. школы - во всех городах и районных центрах республики.
Лит.: Аракишвили Д. И., Краткий
очерк развития грузинской, карталино-кахе-тинской народной песни, с приложением
нотных примеров и 27 песен в народной гармонизации, [М.], 1905; его же,
Сравнительный обзор народных пeceн и музыкальных инструментов Западной
Грузии (Имеретни)..., ГМ.], 1908; его же, Грузинское народное музыкальное
творчество, М., 1916; его ж е. Краткий исторический обзор грузинской
музыки, Тб., 1940; Стешенко-Куфтина В. К., Древнейшие инструментальные
основы грузинской народной музыки, [Тб., 1936]; Музыковедение и музыкальная
критика в республиках Закавказья. [Сб. ст.], М., 1956;
Грузинская музыкальная культура. Сб. ст., М., 1957; Хучуа П. В., Тбилисский
ордена Ленина Государственный театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб.,
1962; Ингороква Павле, Музыка, ожившая через тысячелетие, "Курьер Юнеско",
1962, № 5; Торадзе Г. Г., Композиторы Грузин, Тб., 968. А. Г. Цулукидзе.
XVII. Танец. Балет
Археологич. и лит. источники свидетельствуют,
что предшественницей груз. танц. иск-ва, очевидно, была массовая охотничья
пляска, исполнявшаяся в честь бога плодородия - Луны. Развитие земледелия
и скотоводства породило обряды с ритуальными плясками (усложнённые хороводы:
мперхаобис дге,< перхули, чвениереба, адрекила, бери-каоба и др.).
Один из древнейших мужских танцев - охотничья пляска фунд-руки (позднее
дополнилась гимнастич. упражнениями). Воинственный характер нек-рых мужских
танцев формировался в условиях войн: таковы танец воинов хоруми, лазури,
идумала, мтиулури, спортивно-гимнастич. танец фарца-куку, пляска с кинжалами
ханджлури, пляска всадника мхарули и др. Сохранились изображения танцующей
женской фигуры (на костяной пластинке и на монете колхидке 6 в. до н. э.),
которые свидетельствуют о том, что ритуальные танцы исполнялись и женщинами.
Известны древнейшие танцы: самайа, сопровождавший ритуал рождения ребёнка;
мдзимури - пляска женщин, укрывавшихся в монастырях от иноземных захватчиков;
гогмани, ведущие своё начало от тотемич. подражат. пляски птиц; кванцва
- танец, построенный на выразит. движениях рук. Процесс развития парного
танца в своих истоках был связан с обрядами в честь культа богов земледелия
- мелиа-телепиа. В дальнейшем танец становится частью синтетич. зрелища
сахиоба (с 11 -12 вв.). Парные танцы - роква, шушпроба, мгера, тама-шоба
- носили диалогич. характер. Со временем диалогич. парная форма перешла
в групповую (древнейшая - танец самайа; позднее - танцы давлури и кар-тули).
Среди др. парных танцев: арира, мохеури, мтиулури, гандаган, сванури. В
сов. время наряду с древнейшими формами груз. танца появляются новые, рассказывающие
о трудовых процессах - колхозная пляска, сбор чая, сбор мандаринов, калмахоба
(ловля форелей), мцкемсури (пастушья пляска); спорт. танцы
- парикаоба и кечнаоба (сохраняет элементы хевсурского фехтования),
доги-марула (скачки), лахтис-цема (поединок на ремнях), чидаоба
(груз. борьба) и др.
Груз. танцы сложны и разнообразны.
Почти каждый танец имеет свои приёмы и особенности. В основном это поступат.
трёхстопные ходы - вперёд, назад, в сторону - для обоих исполнителей; мужская
партия насыщена скользящими и ритмич. движениями (стопами ног),
прыжками, бегом, поворотами на пальцах ног.
В Г. св. 200 танц. ансамблей. Наиболее
известные: Засл. академич. ансамбль нар. танца Груз. ССР (осн. в 1945),
танцевальная группа Засл. ансамбля нар. песни и танца Груз. ССР (осн. в
1885), ансамбли нар. танца Аджарии,< гг. Руста-ви, Кутаиси
и др.
Первая балетная труппа в Г. начала
формироваться в 1852, когда на сцене оперного театра в Тбилиси впервые
выступили артисты балета Т. Чеснова, А. П. Павлова, В. Панов и др. в балетах:
"Пери" Н. Бургмюллера (1852), "Жи-зель" А. Адана (1853) и
др. Позднее в оперном театре в разное время работали балетмейстеры: К.
Ш. Беккефи, А. А. Романовский, С. Ф. Вакарец и др.; артисты: А. Г. Алексидзе,
М. И. Перини, Е. С. Ленчевская, М. В. Бауэр и др. Ставились балеты П. И.
Чайковского, А. К. Глазунова, А. Адана и др., работа над к-рыми оказала
существ. влияние на формирование груз. балета. В ведущих партиях часто
выступали гастролёры: М. М. и В. П. Фокины, Е. В. Гельцер, О. И. Преображенская,
М. Ф. Кшесин-ская и др. Первые попытки создать нац. балет сделаны композитором
Т. Н. Вах-вахишвили ("Иранская пантомима", 1914, "Любовное зелье", 1920,
и др.). В 1920-22 балетную труппу возглавлял М. М. Мордкин. В 1921
на основе группы проф. танцовщиков окончательно формируется нац. балетный
театр как самостоят. вид иск-ва. В 20-30-х гг. балеты поставили: М. М.
Мордкин, С. Н. Сергеев, И. И. Арбатов, В. Р. Гам-сахурдия, Л. И. Лукин,
В. И. Цаплин, В. А. Кононович и др.
В 1936 танцовщик и балетмейстер В.
М. Чабукиани поставил первый значит. нац. балет "Мзечабуки" А. М. Ба-ланчивадзе
(позднее шёл в новой ред. под назв. "Сердце гор", 1938). В 1938
создан балет на совр. тему -"Мал-таква" Ш. М. Тактакишвили (балетм. Д.
Л. Джавришвили и В. К. Литвиненко). С 1941 труппу театра возглавляет
Чабукиани (гл. балетмейстер и ведущий танцовщик). Ему принадлежат
пост. почти всех классич. и нац. балетов: "Синатле" Г. В. Киладзе (1947;
2-я ред. 1965), "Горда" Д. А. Торадзе (1949), "Отелло" А.
Д. Мачавариани (1957), "Гамлет" Р. К. Габичвадзе (1941) и
др. Отдельные постановки осуществили Г. И. Давиташвили ("Доктор Айболит"
И. В. Морозова, 1949, и др.), А. И. Церетели, Т. Г. Санадзе,
Р. В. Долидзе ("Сокровище голубой горы" С. Ф. Цинцадзе, 1956), 3.
М. Кикалейшвили ("Хореографические новеллы" Б. А. Квернадзе, 1964),
Р. А. Цулукидзе ("Мцири" А. М. Ба-ланчивадзе, 1964), А. В. Чичинадзе
("Поэма" С. Ф. Цинцадзе, 1964). В числе артистов, работавших в разные
годы: нар. арт. СССР - В. М. Чабукиани, Н. Ш. Рамишвили, И. И. Сухишви-ли,
В. И. Вронский (Надирадзе); нар. арт. Груз. ССР - Е. Л. Гварамадзе,
В. В. Цигнадзе, М. В. Бауэр, 3. М. Кикалейшвили, Т. М. Чабукиани, И. А.
Алексидзе, Д. К. Багратиони, Е. С. Геловани; засл. арт. Груз. ССР - Е.
Г. Чикваидзе, М. И. Казинец, Г. В. Бархударов, В. К. Литвиненко, С. Г.
Горский, С. Г. Векуа, В. А. Ивашкин, К. М. Надареишвили, Р. Р. Ма-галашвили,
Э. В. Чабукиани, Г. М. Па-тарая, К. Э. Лоладзе и др. В 70-е гг. в балетной
труппе театра: засл. арт. Груз. ССР - Л. И. Митаишвили, А. В. Двали, И.
А. Джандиери, В. В. Гунашвили, Б. Г. Монавардисашвили, Т. Г. Санадзе и
др.
В 1902 А. Г. Алексидзе организовал
и возглавил студию груз. танца (руководил до 1934; с 1917- Студия груз.
нац. танца). В 1916 М. И. Перини создала первую балетную студию,
преобразованную в 1921 в балетную школу при Театре оперы и балета. В
1934 школа реорганизована в Хореографич. студию, с 1935- Гос. хореографич.
уч-ще; с 1951 директор и ведущий педагог уч-ща В. М. Чабукиани.
Лит.: Джавришвили Д. Л., Грузинские
народные танцы, Тбилиси, 1958.
Е. Л. Гварамадзе, А. С. Чхеидзе.
XVIII. Драматический театр
Существование в Г. театрально-зрелищной
культуры в 5 в. до н. э. подтверждается археологич. находками и памятниками
др. культуры. Большое развитие получил нар. театр, в особенности берикаоба-древнейший
импровизац. нар. театр масок, с его прогрессивной, радикальной, антицерк.
направленностью, и кееноба - массовое карнавальное празднество, выражавшее
высокий пат-риотич. дух народа. Ещё в эпоху рабовладения появляется своеобразная
форма театрально-зрелищного иск ва - сахиоба (представления в масках, сопровождающиеся
музыкой), включавшая декламацию, выступления акробатов, жонглёров.
Сахиоба
как дворцовый театр получила наибольшее развитие в ср. века и существовала
вплоть до 18 в. Светские мотивы, проникавшие в сахиоба, иэлементы сатиры
порождали враждебное отношение к ней церкви. В 60- 80-х гг. 18 в. возникает
школьный театр. в 90-х гг.- при дворе Ираклия II - светский театр (во главе
с драматургом Г. И. Авалишвили). В 1795 почти все артисты этого
театра погибли в боях во время нашествия орд Аги Мохаммед-хана на Тбилиси.
Большую роль в развитии груз. театра
сыграло присоединение Г. к России. В 1845 в Г. был основан рус. драматич.
театр. Театральная жизнь Г. в 1-й пол. 19 в. представлена в основном любительскими
кружками. Возникновение реалистического направления в грузинской лит-ре
способствовало возрождению в Г. проф. театра, основателем к-рого в 1850
стал драматург Г. Д. Эри-стави (в 1856 театр был закрыт). В 1879
под влиянием идей нац.-освободит. движения писатели И. Г. Чавчавадзе и
А. Р. Церетели вновь создали в Тбилиси, а затем в Кутаиси проф. театры,
ставившие пьесы Г. Д. Эриста-ви, И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели,< А.
А. Цагарели, А. М. Казбеги, рус. и зарубежную классику. Здесь выросла плеяда
актёров реалистич. направления - В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили,
Н. М. Габуния, М. М. Са-парова-Абашидзе, К. Д. Кипиани,< К. С. Месхи,
В. Л. Гуниа, Е. А. Чер-кезишвили, позднее Ш. Н. Дадиани, Н. П. Чхеидзе,
А. С. Имедашвили, режиссёры К. А. Марджанишвили, В. И. Шаликашвили, А.
Р. Цуцунава, М. Ф. Корели и др.
В годы пролетарского освободит. движения
в Г. получают развитие нар. театры с их острой социальной направленностью
и революц. пафосом. Революц. духом отмечена деятельность Кутаисского театра,
к-рый возглавлял в 1897- 1906 актёр-трибун В. С. Алекси-Месхи-швили. На
спектаклях этого театра в период Революции 1905-07 возникали митинги, ораторы
призывали к борьбе с самодержавием. Передовые деятели груз. реалистич.
театра пытались отстоять прогрессивные, демократич. традиции нац. иск-ва
и в годы политич. реакции (1907- 1910). Ставились пьесы революц.
содержания ("Когда пировали" Ш. Н. Дадиани, "Кто виноват?" Н. И. Накашидзе,
"Соседи" Т. М. Рамишвили), шли пьесы М. Горького ("На дне", 1908,
Тбилиси, "Последние", 1910, Кутаиси), Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Победа в Г. Сов. власти (1921) принесла
театру обновление, обогатила его новым содержанием, поставила перед ним
возвышенные цели. К. А. Марджанишвили возглавил сов. груз. театр, стал
его основоположником и реформатором. Поворотным событием в жизни груз.
театра явилась постановка К. А. Марджанишвили спектакля "Овечий источник"
("Фуэнте овехуна") Лопе де Вега (1922) в организованном в
1921 Театре им. Шота Руставели. Созвучность этого спектакля революц. эпохе,
выдвижение на первый план темы народа, дух героики и романтики, высокая
проф. культура сделали спектакль значит. явлением в истории сов. театра.
Затем были поставлены пьесы: "Затмение солнца в Грузии" 3. Н. Антонова
(1923), "Раздел" Г. Д. Эристави (1923), "Гамлет" У. Шекспира (1925) и др.,
а также произведения груз. сов. драматургов: Ш. Н. Дадиани,< А. И.
Шаншиашвили, П. М. Какабадзе и др.
В 20-е гг. начинали свой творческий
путь актёры: Т. И. Чавчавадзе, В. И. Анджапаридзе, У. В. Чхеидзе, А. А.
Хорава, А. А. Васадзе, Г. М. Давиташвили, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани,
Э. Э. Апхаидзе, Ц. Р. Цуцунава, Ш. К. Гамбашидзе; режиссёры: А. В. Ахметели,
Д. К. Антадзе, К. Е. Па-таридзе и др.
В 1928 в Кутаиси под рук. К. А. Марджанишвили
был создан новый театр - 2-й Гос. драматич. театр (в 1930 театр был переведён
в Тбилиси и в 1933 ему присвоено имя его основателя). К. А. Марджанишвили
поставил здесь спектакли: "В самое сердце" ITT. H. Дадиани (1928),
"Кваркваре Тутабери" П. М. Какабад-зе (1929), "Рельсы гудят" В.
М. Кир-шона (1929), "Хатидже" К. Р. Каладзе (1930), "Поэма
о топоре" Н. Ф. Погодина (1931), "Страх" А. Н. Афиногенова (1932),
"Светите, звёзды" И. К. Мики-тенко (1931). В 1929 он создал один
из своих лучших спектаклей "Уриэль Акос-та" К. Ф. Гуцкова. Спектакли Театра
им. К. А. Марджанишвили отличают пси-хологич. глубина и человечность, острая
театр. образность.
Для Театра им. Ш. Руставели (в 1926-
1935 им руководил преемник Марджанишвили А. В. Ахметели) характерен
приподнятый монумент. стиль спектаклей, это театр героико-романтич. направленности,
героич. характеров, что особенно проявилось в спектаклях: "Разлом" Б. А.
Лавренёва (1928), "Анзор" А. И. Шаншиашвили по мотивам пьесы Вс.
Иванова "Бронепоезд 14-69" (1928), "Разбойники" ("Ин тираннос")
Ф.
Шиллера (1933).
В конце 20-х и в 30 е гг. выдвинулись
актёры: С. Д. Такаишвили, В. Д. Годзиа-швили, С.А.Закариадзе, Г. В.Шавгули-дзе,
А. Л. Кванталиани, Т. Г. Цулукидзе, П. К. Кобахидзе, А. А. Омиадзе, Г.
И. Сагарадзе и режиссёры: А. А. Васадзе, В. П. Кушиташвили, А. А. Такаишвили,
Д. А. Алексидзе, Ш. Р. Агса-бадзе, Н. А. Годзиашвили, П. Я. Пран-гишвили,
Г. Б. Журули, А. Е. Чхарти-швили, С. Ф. Челидзе, В. В. Таблиа-швили и др.
Образы современников были созданы в
спектаклях: "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука (1935), "Поколение
героев" С. Д. Клдиашвили (1937) - в Театре им. Ш. Руставели; "Далёкое"
А. Н. Афиногенова (1936), "Свадьба колхозника" П. М. Какабадзе (1938),
"Зависть" И. Л. Вакели (1938)-в Театре им. К. А. Марджанишвили.
В 40-е гг. груз. театр подходит к решению сложной задачи - воплощению на
сцене образа В. И. Ленина. Среди исполнителей роли В. И. Ленина - П. К.
Кобахидзе ("Кремлёвские куранты" Погодина, 1941, Театр им. К. А. Марджанишвили),
К. К. Мюфке ("Человек с ружьём", 1938; "Кремлёвские куранты", 1940, "Третья
патетическая", 1958, Погодина, Русский драматический театр им. А. С. Грибоедова).
С особой наглядностью проявилась героико-романтич.
направленность груз. театра в годы Великой Отечеств. войны 1941<-45
и в первые послевоен. годы. Были поставлены спектакли о героич. борьбе
сов. народа против нем. захватчиков ("Батальон идёт на Запад", "Небо Москвы",
"Партизаны" Г.< Д. Мдивани, "Оленье ущелье" С. Д. Клдиашвили, "Победители"
Б. В. Чирскова, "Жди меня" К. М. Симонова, "Гора раздумий"
Г.< И. Шатберашвили, "Непобедимые"
Л. П. Готуа, "Начальник станции" И. О. Мосашвили) и историч. спектакли
("Царь Ираклий" Л. П. Готуа, "Георгий Саакадзе" и"Герои Крцаниси" А. И.
Шаншиашвили, "Багратиони" А. А. Самсо-ния, "Киквидзе" В. А. Дарасели, "Олеко
Дундич" М. А. Каца и А.Г. Ржешевского, и др.).
Ставилась нац. классическая драматургия.
На сцене Театра им. К. А. Марджанишвили шли "Гурия Ниношвили" Щ. Н. Дадиани
по Э. Ф. Ниношвили (1934), "Сломанный мост" И. Г. Чавчавадзе (1935),
"Иные нынче времена" А. А. Цагарели (1935), "Пастырь" по А. М. Казбеги
(1948) и др.; Театр им. Ш. Руставели осуществил постановку пьес:
"Осенние дворяне" по Д. С. Клдиашвили (1936), "Первый шаг" по Г.
Е. Церетели (1948), "Отарова вдова" по И. Г. Чавчавадзе (1952),
"Бахтриони" по Важа Пшавела (I960) и др.
Театры ставили рус. классику: произведения
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В.
Сухово-Кобылина. Особенный успех имел "Ревизор" Н. В. Гоголя (1951, Театр
им. К. А. Марджанишвили). Были осуществлены постановки пьес М. Горького
"Враги" (1951), "На дне" (1957, 1968), "Мещане" (1968) и др.
Груз, театр сов. эпохи - театр больших
страстей, широких социальных обобщений, яркой романтич. образности. Значит,
место в репертуаре занимают пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Ж. Б. Мольера,
Лопе де Вега, К. Голь-дони, Б. Шоу. Событием в театральной жизни Г. стали
спектакли Театра им. Ш. Руставели-"Отелло" Шекспира (1937, Отелло-А. А.
Хорава, Яго-А. А. Васадзе), "Испанский священник" Дж. Флет-чера
(1954), "Царь Эдип" Софокла (1956, Эдип-А. А. Хорава, С. А. Закариадзе,
Э. А. Манджгаладзе), и Театра им. К. А. Марджанишвили - "Антоний и Клеопатра"
Шекспира (1951, Клеопатра <- В. И. Анджапаридзе), "Мария Стюарт"
Шиллера (1955), "Ричард III" Шекспира (1957, Ричард III <- В. Д.
Годзиашвили). Ставится совр. зарубежная драматургия: пьесы Б. Брехта, Дж.Пристли,
Ж.< Ануя и др. Лучшие спектакли 50<-60-х гг.: "Марине" ("Стрекоза")
М. Г. Бараташвили (1950), "Его звезда" И. О. Мосашвили (1951), "Секретарь
райкома" Р. Ш. Табукашвили (1954), "Лавина" М. Н. Мревлишвили (1956), "Я,
бабушка, Илико и Илларион" (I960) и "Я вижу солнце" (1962) Н.
В. Думбадзе и Г. Д. Лордкипанидзе, "Святые в аду" А. И. Гецадзе (1967),
"Похищение луны" К. С. Гамсахурдиа (1968) - Театр им. К. А. Марджанишвили;
"Дети моря* Г. Хухашвили (1962), "Человек рождается однажды" О.
Ш. Иоселиани (1962), "Солнечная ночь" Н. В. Думбадзе (1967) -
Театр им. Ш. Руставели; "Заря Колхиды" К. А. Лордкипанидзе и "Дали неоглядные"
Н. Е. Вирты (оба в 1959) - в Кутаисском театре; "Баня" В. В. Маяковского
(1959)-в Сухумском театре; "Святые в аду" А. И. Гецадзе в Сухумском, Батумском,
Зугдидском театрах (1967) и др.
В 1940<-50-е гг. в театр пришло
новое пополнение актёров, играющих значит. роль в совр. иск-ве: М. В. Чахава,
М. С. Тбилели, С. А. Канчели, Н. Г. Чхеидзе, Е. В. Кипшидзе,
Э.
А. Манджгаладзе, Г. В. и М. В. Гегечкори, К. И. Ма-харадзе, Я. В. Трипольский,
Э. А. Магалашвили, М. В. Джапаридзе, Д. В. Чи-чинадзе, Б. П. Кобахидзе,
Р. Г. Чхиквадзе, Г. Г. Сагарадзе, Т. И. и Е. С. Са-кварелидзе, а также
режиссёров: М. А. Туманишвили, Л. К. Иоселиани, А. А. Двалишвили, Г. Д.
Лордкипанидзе, Ю. С. Какулия, Т. П. Кандинашвили и др.
В 1970 в Г. работали 22 проф. драматич.
театра, из них-в Тбилиси: Театр им. Ш. Руставели, Театр им. К. А. Марджанишвили,
Груз. ТЮЗ, Рус. ТЮЗ, Груз. кукольный театр, Рус. драматич. театр им. А.
С. Грибоедова, Театр арм. драмы им. С. Шаумяна. Работают театры в Кутаиси
(Театр им. Л. Месхишвили и< кукольный), Сухуми (две труппы <- грузинская
и абхазская), Батуми (Театр им. И. Чавчавадзе), Рустави, Гори, Цхин-вали
(две труппы <- грузинская и осетинская), Чиатуре, Телави,
Поти, Маха-радзе, Зугдиди, Ахалцихе.
В 1939 в Тбилиси создан Груз.< гос.
театральный ин-т им. Ш. Руставели. В 1945 образовано Груз. театральное
об-во.
Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр.
384-385).
Лит.: Театр в Тифлисе с 1845
- 1856 год, Тифлис, 1888; Амаглобели С., Грузинский театр (Основные этапы
развития). Предисловие А. В. Луначарского, М., 1930; Константин Александрович
Марджанишвили. Творческое наследие, т. 1 - 2, Тб.,
1958 - 1966; Гугушвили Э.иДжанелидзе Д., Грузинский гос. драматический
театр имени Котэ Марджанишвили, Тб., 1958; Шапатава Е., Тбилисский Государственный
театр русской драмы им. А. С. Грибоедова, Тб., 1958; Февральский А., Театр
им. Руставели. М., 1959; Джанелидзе Д. С., Грузинский театр с древнейших
времен до второй половины XIX века, Тб., 1959: История советского драматического
театра, т. 1 <- 5, М.. 1967 <- 69.638.53). mS., 1965. Э. Н.Гугушвили.
Цирк. На городских площадях,
нар. гуляньях, на празднествах во дворцах в Г. издавна выступали канатоходцы,
акробаты на ходулях, жонглёры, наездники.В 1957 создан проф. Груз. цирковой
коллектив (премьера в 1958, Тбилиси), с 1968 - засл. коллектив Груз.
ССР, гастролирует за рубежом. Среди артистов цирка: засл. арт. Груз. ССР
Г. А. Агдгомелашвили, А. А. Дадешке-лиани, Г. Г. Гарсеванишвили, Н. С.
Ма-цаберидзе, Г. И. Натрошвили, А. 3. Те-диашвили и др.
XIX. Кино
Киносъёмки в Г. впервые осуществлены
в 1908-10 В. Я. Амашукели и А. Д. Дигмеловым. В 1912 В. Я. Амашукели снял
киноочерк "Путешествие Акакия Церетели по Раче и Лечхуми", к-рый явился
первым значит. произведением груз. документ. кино. В 1916
А. Р. Цуцунава приступил к съёмкам первого художеств. фильма "Христинэ"
(по Э. Ниношвили), который вышел на экраны в 1917. Подлинное развитие
национального киноискусства начинается после установления в Г. Сов. власти.
В 1921 на экраны вышел первый груз. сов. историко-революционный художественныйфильм
".Арсен Джорджиашвили" (реж. И. Н. Перестиани, сценарий ТТТ. Н. Да-диани).
Для груз. кино 20-х гг. характерны экранизации: "Сурамская крепость" (1923,
по Д. Чонкадзе, реж. И. Н. Перестиани), "У позорного столба" (1924,
по А. Казбеги, реж. А. И. Бек-Назаров), "Три жизни" (1925, по Г.
Церетели, реж. И. Н. Перестиани), "Мачеха Саманишвили" (1927, по
Д. Клдиашвили, реж. 3. И. Беришвили, К. А. Марджанишвили); созданы
фильмы по повести М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" ("Бэла", "Княжна
Мэри", "Максим Максимыч" - все в 1927, реж. В. Г. Барский). Крупнейшей
работой 1-й пол. 20-х гг. был первый сов. героико-приключенческий фильм,
посвящённый Гражданской войне 1918-20,-"Красные дьяволята" (1923, реж.
И. Н. Перестиани, сценарий П. А. Бляхина), обаятельные мужеств. молодые
герои к-рого в течение многих лет пользовались успехом у зрителей. В груз.
фильмах в эти годы снимались артисты: Н. Г. Вачнадзе, М. Г. Геловани, М.
Э. Чиаурели, 3. И. Беришвили, А. С. Имедашвили, К. А. Микабе-ридзе и др.
Во 2-й пол. 20-х гг. в груз. кино пришли молодые творческие работники,
принесшие в нац. кинематограф знания в смежных областях иск-ва,- М. Э.
Чиаурели, Н. М. Шенгелая, Д. Е. Рондели, М. К. Калатозов (Ка-латозашвили),
Л. Д. Эсакиа, С. В. До-лидзе и др. В своём фильме "Элисо" (1928, по А.
Казбеги) Н. М. Шенгелая подчеркнул тему солидарности народов, притесняемых
царским самодержавием. Подчинённость всех компонентов фильма его основной
идее, поэтические образы, новаторский монтаж, высокая изобразит. культура
поставили фильм "Элисо" в число лучших произведений сов. "немого" кино.
В кон. 20-х гг. всё большее внимание уделялось совр. теме. М. Г. Геловани
поставил сатирич. комедию "Молодость побеждает" (1929) о борьбе
комсомольцев с древним обычаем кровной мести. Современности посвящены фильмы
Л. Д. Эсакиа "Верхом на Хольте" (1929), Д. Е. Ронделн "Угубзиара"
(1930) и др. Тема борьбы нового со старым с особенной силой прозвучала
в фильмах М. Э. Чиаурели "Саба" (1929), бичующем пережитки прошлого
в рабочем быту, "Хабарда" (1931) - сатирич. гротесковой комедии,
высмеивающей представителей эстетствующего дворянства. В своих фильмах
Чиаурели активно использовал традиции груз. нар. живописи. Вышли на экран
также фильмы "До скорого свидания" (1934, реж. Г. А. Макаров), где
в своеобразной форме соединены мотивы сатирич. комедии-гротеска и социальной
драмы (история побега из тюрьмы груз. революционера), и комедия
"Приданое Жужуны" (1934, реж. С. Д. Палавандишвили). В 1930 режиссёр-оператор
М. К. Калатозов снял фильм "Соль Сва-нетии" - документально-игровой киноочерк
о жизни горного уголка Г., в к-ром долгое время сохранялись древние обычаи.
Первый груз. звуковой фильм - "Ша-кир"
("Роте Фане", 1932, реж. Л. Д. Эсакиа). В 30-е гг. в груз. кино
ведущее значение приобретает историко-революц. тематика, значит. место
принадлежит фильмам "Последний маскарад" (1934) и "Арсен" (1937)
(реж. обоих фильмов М. Э. Чиаурели); "Последние крестоносцы" (1934) и "Дарико"
(1937) (реж. обоих фильмов С. В. Долидзе) и др. Традиции груз. комедии
развивали режиссёр Д. Е. Рондели ("Потерянный рай", 1938, "Запоздалый жених",
1940) и др. Н. М. Шенгелая поставил фильм "Золотистая долина" (1937) о
колх. деревне. В сер. 30-х гг. начался выпуск груз. мультфильмов ("Аргонавты",
"Чиора", "Пройдоха", реж. всех фильмов В. Я. Муджири). В годы Великой Отечеств.
войны были созданы фильмы "Георгий Саакадзе" (1-2-я серии, 1942, 1943,
реж. М. Э. Чиаурели), "В чёрных горах" (1941, реж. Н. М. Шенгелая),
"Щит Джургая" (1944, реж. С. В. Долидзе, Д. Е. Рондели) и
др. В фильмах играли актёры: А. А. Хо-рава, А. А. Васадзе, С. А. Закариадзе,
Ш. К. Гамбашидзе, Ц. Цуцунава, Т. И. Цицишвили, С. Л. Багашвили, А. М.
Жоржолиани, Д. П. Церодзе и др. Груз, документалисты работали во фронтовых
группах, участвовали в создании летописи Великой Отечеств. войны; были
сняты документ. фильмы "Конец немецкой авантюры на Кавказе", "Первая фронтовая
весна" и др.
Новый этап в развитии груз. кино начался
в сер. 50-х гг., увеличилось произ-во фильмов, расширилась их тематика.
Наряду с фильмами известных режиссёров- "Кето и Котэ" (1948, реж. В. В.
Таблиа-швили, Ш. М. Гедеванишвили), "Стрекоза" (1954, реж. С. В.
Долидзе), "Они спустились с гор" (1955, реж. Н. К. Сани-швили) и
др.- появились интересные работы молодых режиссёров: "Лурджа Магданы" (1956,
реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Наш двор" (1957, реж. Р. Д. Чхеидзе),
"Чужие дети" (1958) и "Мольба" (1968, реж. Т. Е. Абуладзе).
Значительное произведение груз. кинематографистов - "Отец солдата" (1965,
реж. Р. Д. Чхеидзе, в гл. роли С. А. Закариадзе). Поставлены кинокартины:
"Тайна двух океанов"(1957, реж. К.К.Пи-пинашвили), "Баши-Ачуки" (1957,
реж. Л. Д. Эсакиа), "Отарова вдова" (1958, реж. М. Э. Чиаурели), "Последний
из Сабудара" (1958, реж. Ш. И. Манагадве), "Прерванная песня" (1960, реж.
Н.К. Са-нишвили), "День последний, день первый" (1960) и "Палиастоми" (1963,
оба-реж. С. В. Долидзе), "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1962, реж.
Т. Е. Абуладзе), "Белый караван" (1963, реж. Э. Н. Шенгелая и Т.
Г. Мелиава), "Свадьба" (1964, реж. М. Г. Кобахидзе), "Я вижу
солнце" (1965, реж. Л. Л. Го-гоберидзе), "Хевсурская баллада" (1965, реж.
Ш. И. Манагадзе), "Встреча с прошлым" (1967, реж. С. В. Долидзе), "Алавердоба"
(1967, реж. Г. Н. Шенгелая), "Тариел Голуа" (1968, реж. Л. И. Хотивари),
"Необыкновенная выставка" (1968, реж. Э. Н. Шенгелая), "Листопад"
(1968, реж. О. Д. Иоселиани), "Большая зелёная долина" (1968, реж.
М. А. Кокочашвили), "Ну и молодёжь" (1969, реж. Р. Д. Чхеидзе),
"Пиросмани" (1969, реж. Г. Н. Шенгелая), "Свет в наших окнах" (1969,
реж. К. Г. Мгеладзе), "Десница великого мастера" (1-2-я серии, 1970-71,
реж. В. В. Таблиашвили) и др.
Художественные фильмы создаются на
киностудии "Грузия-фильм". На груз. студии хроникально-документальных
и научно-популярных фильмов ряд значит. картин создали оператор-режиссёр
Г. И. Асатиани ("Разноэтажная Америка", "Мюнхен 25 лет спустя" и др.),
режиссёры Д. А. Абашидзе, И. И. Канделаки, Ш. Т. Чагунава, О. С. Гургенид-зе,
Р. М. Чиаурели, Г. Д. Чубабрия,Ш. И. Хомерики. Успехов добились режиссёры,
работающие в мультнпликац. кино: В. Д. Бахтадзе,< А. Н. Хинтибид-зе
и др.
Создана студия, выпускающая телевизионные
фильмы ("Серенада* реж. К. Л. Хотивари, "Кувшин" реж. И. М. Квирикадзе
и др.). В 1957 осн. Союз кинематографистов Груз. ССР. В 1971 в Г.
было 1826 киноустановок.
Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр.
384-385).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я