ГРУЗОВАЯ МАРКА
знак предельной
осадки, наносимый на обоих бортах мор. судна в середине его длины. Г. м.
изображают в виде круга, пересечённого по центру горизонтальной линией,
к-рая показывает наибольшую допустимую осадку судна в мор. воде (в летнее
время в зоне умеренного климата), и ряда горизонтальных линий, показывающих
предельное погружение его в море или реке в зависимости от времени года
и р-на плавания (рис.). Над Г. м. наносят палубную линию. Положение
Г. м. по высоте определяется величиной минимального надводного борта, регламентируемой
Междунар. конвенцией о Г. м. (1966) либо национальными правилами,в
зависимости от назначения, размеров и конструктивных особенностей судна,
и удостоверяется свидетельством о Г. м., выдаваемым классификационным
обществом. Для уменьшения регистровой вместимости при перевозке
грузов с большим удельным погрузочным объёмом мор. грузовые суда могут
иметь ниже второй палубы тоннажную марку - равносторонний треугольник,
вершиной касающийся горизонтальной линии с уступом, к-рая показывает наибольшую
осадку судна в мор. и пресной воде. Л. Г. Соколов.
Грузовая и тоннажная марки двухпалубного
морского судна длиной не более 100 м с механическим двигателем:
I - грузовая марка; II - тоннажная марка; надводный борт: а - по
летнюю грузовую марку; б - по тоннажную марку; марки для пресной
воды: П и ТП - в умеренной и тропической зонах; марки для морской воды:
Т - тропическая, Л и 3 - летняя и зимняя в умеренной зоне; ЗСА - зимняя
в Северной Атлантике.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я