ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ

ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ характеризуется
грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой
(расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью
указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для
буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк)
и быстродействующими соединит.устройствами для световой сигнализации и
привода в действие тормозной системы прицепа.


По грузоподъёмности Г. а делят на след.
классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъ-ёмности
-1-2 т; средней грузоподъёмности -2-5 га (рис., 1); большой грузоподъёмности
- св. 5 т; особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль,
рис., 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и
весовыми
ограничениями
автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в
городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать
11 м и 12 м - автомобиля с кол-вом осей более двух (автопоезда
до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота -3,8 м. Повышение
грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные)
или
применением прицепов (полуприцепов) (рис., 3). В СССР для Г. а.
и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмно-стей: 0,5; 1; 1,5; З; 5; 8;
10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.


По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили
общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися
задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами спец. назначения
(самосвалы,
фургоны, рефрижераторы
и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными
кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или неск. однородных
видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами,
цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-раз-грузочных
работ нек-рые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания
груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.


Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной
схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами
управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные
схемы Г. а. - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя
получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности,
т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса
по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить
кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более
полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается
в неск. модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно,
длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов,
предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой,
а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших
размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность
далее при перевозке легковесных грузов.


Г. а. особо малой грузоподъёмности
(фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей
или
на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют
обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего
сгорания),
механич. трансмиссию с одинарной или двойной главной
передачей,
тормоза с гид-равлич. или гидропневматич. приводом, подвеску
переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без
усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают
дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механич., гидромеханич.
и электромеханич. трансмиссии, тормоза с пневматич. или пневмогидравлич.
приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлич.
усилителями.


Основные параметры некоторых совр.
Г. а. даны в таблице.В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами:
Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"),
Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским
(БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).


К осн. моделям Г. а., выпускаемых отечеств.
заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1
т),
ГАЗ-5ЗА (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5
т), МАЗ-500
(8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12
т). На их
базе выпускается большое кол-во модификаций (самосвалов, автомобилей с
повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод
выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности
БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).















































































































































Параметры
грузовых автомобилей


Параметры


Грузоподъёмность
автомобиля , т.


до 1,0


1,5


3


5


8


12


Минимальная
площадь платформы,

мм





3000X1900


3800X2200


4500X2200


5200X2200


7000X2200


Погрузочная
высота не более, мм


900


1150


1200


1200


1400


1400


Минимальный
дорожный просвет, мм


175


200


240


260


270


270


Интенсивность
разгона до скорости 50 км/ч, сек


15


15


15


25


25


35


Макс, скорость,
км/ч


110


100


90


90


85


75


Коэфф. собственного
веса


1,25


1,15


0,8


0,7


0,65


0,65


Размеры шины,
дюймы (профиль шины- диаметр обода)


6.00-13


8,40-15


7,00-18


7,50-20


8,25-20


11,00-20





Развитие конструкции Г. а. идёт по
пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г.
а. малой и средней грузоподъёмности осн. внимание уделяется улучшению манёвренности,
интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой
грузоподъёмности наблюдается стремление к макс. повышению грузоподъёмности
в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению
подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у
самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением
более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение
получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются
попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии
(атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиол. защиты.


Нек-рое распространение начинают получать
автоматич. трансмиссии и дизель-электрич. передачи с использованием электродвигателей
на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость возд. бассейнов
городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется
облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения
(эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости
работ по тех-нич. обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.


Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные
перевозки, М., 196з; Автомобилестроение СССР, М-, 1967; Анохин В.
И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н., Основы
проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные
требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного
транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969;
Chagette }., Technique automobile, 3 ed., P., 1953.


Л. Л. Афанасьев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я