ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
характеризуется
грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой
(расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью
указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. Для
буксировки прицепов Г. а. оборудуют сцепными приборами (буксирный крюк)
и быстродействующими соединит.устройствами для световой сигнализации и
привода в действие тормозной системы прицепа.
По грузоподъёмности Г. а делят на след.
классы: особо малой грузоподъёмности - до 1 т; малой грузоподъ-ёмности
-1-2 т; средней грузоподъёмности -2-5 га (рис., 1); большой грузоподъёмности
- св. 5 т; особо большой грузоподъёмности (внедорожный автомобиль,
рис., 2) - свыше предела, установленного дорожными габаритами и
весовыми
ограничениями автомобиля. Для безопасности движения на дорогах и в
городах по габаритным ограничениям длина двухосного Г. а. не должна превышать
11 м и 12 м - автомобиля с кол-вом осей более двух (автопоезда
до 22 м); ширина - 2,5 м, а высота -3,8 м. Повышение
грузоподъёмности Г. а. достигается увеличением числа осей (3- и 4-осные)
или
применением прицепов (полуприцепов) (рис., 3). В СССР для Г. а.
и автопоездов рекомендован ряд грузоподьёмно-стей: 0,5; 1; 1,5; З; 5; 8;
10; 12; 14; 16; 25; 40; 60; 100 т.
По типу кузова Г. а. разделяют на автомобили
общего назначения с кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися
задним и боковыми бортами и специализированные - с кузовами спец. назначения
(самосвалы,
фургоны, рефрижераторы и т. п.). Г. а. и автопоезда со специализированными
кузовами обычно приспособлены для перевозки одного или неск. однородных
видов груза, и в зависимости от назначения их называют мебелевозами, бензовозами,
цементовозами, лесовозами, контейнеровозами и т. п. Для облегчения погрузочно-раз-грузочных
работ нек-рые Г. а. оборудуют различными механизмами для подъёма и опускания
груза, кузова или бортов, перемещения груза внутри кузова и др. операций.
Конструкция Г. а. характеризуется компоновочной
схемой, применяемым двигателем, трансмиссией, ходовой частью, механизмами
управления (см. Автомобиль). Наиболее распространённые компоновочные
схемы Г. а. - "кабина за двигателем" и "кабина над двигателем". Последняя
получает всё большее распространение, особенно на Г. а. большой грузоподъёмности,
т. к. позволяет осуществить наиболее правильное распределение общего веса
по осям как в нагруженном, так и в порожнем состоянии, а также получить
кузов наибольшей длины при минимальной общей длине автомобиля. Для более
полного соответствия Г. а. роду перевозимого груза обычно одна модель выпускается
в неск. модификациях, отличающихся базой (расстоянием между осями) и, следовательно,
длиной кузова. Шасси с самой короткой базой применяется под кузовы самосвалов,
предназначенных для перевозки сыпучих грузов с большой объёмной массой,
а также для седельных тягачей. На шасси с длинной базой ставят кузовы больших
размеров, в которых можно достаточно хорошо использовать грузоподъёмность
далее при перевозке легковесных грузов.
Г. а. особо малой грузоподъёмности
(фургон и пикап) выполняют, как правило, на шасси легковых автомобилей
или
на базе их агрегатов и узлов. Г. а. малой и средней грузоподъёмности имеют
обычно бензиновый карбюраторный двигатель (см. Двигатель внутреннего
сгорания), механич. трансмиссию с одинарной или двойной главной
передачей, тормоза с гид-равлич. или гидропневматич. приводом, подвеску
переднего и заднего мостов в виде листовых рессор, рулевое управление без
усилителя. На Г. а. большой и особо большой грузоподъёмности чаще устанавливают
дизельные двигатели (см. Дизель), применяют механич., гидромеханич.
и электромеханич. трансмиссии, тормоза с пневматич. или пневмогидравлич.
приводом и тормоза-замедлители, рулевое управление с гидравлич.
усилителями.
Основные параметры некоторых совр.
Г. а. даны в таблице.В СССР Г. а. выпускаются автомобильными заводами:
Ульяновским (УАЗ), Горьковским (ГАЗ), Московским (ЗИЛ), Уральским ("Урал"),
Минским (МАЗ), Кутаисским (КАЗ), Кременчугским (КрАЗ), Белорусским
(БелАЗ) и др. (см. Автомобильная промышленность).
К осн. моделям Г. а., выпускаемых отечеств.
заводами, относятся: грузовой автомобиль УАЗ-451 ДМ (грузоподъёмность 1
т),
ГАЗ-5ЗА (4 т), ЗИЛ-130 (5 т), "Урал-377" (7,5
т), МАЗ-500
(8 т), КАЗ-608 (седельный тягач), КрАЗ-257 (12
т). На их
базе выпускается большое кол-во модификаций (самосвалов, автомобилей с
повышенной проходимостью, седельных тягачей и др.). Белорусский автозавод
выпускает карьерные автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности
БелАЗ-540 (27 т), БелАЗ-548 (40 т), БелАЗ-549 (65 т).
Параметры
грузовых автомобилей |
||||||
Параметры
|
Грузоподъёмность
автомобиля , т. |
|||||
до 1,0
|
1,5
|
3
|
5
|
8
|
12
|
|
Минимальная
площадь платформы, мм |
|
3000X1900
|
3800X2200
|
4500X2200
|
5200X2200
|
7000X2200
|
Погрузочная
высота не более, мм |
900
|
1150
|
1200
|
1200
|
1400
|
1400
|
Минимальный
дорожный просвет, мм |
175
|
200
|
240
|
260
|
270
|
270
|
Интенсивность
разгона до скорости 50 км/ч, сек |
15
|
15
|
15
|
25
|
25
|
35
|
Макс, скорость,
км/ч |
110
|
100
|
90
|
90
|
85
|
75
|
Коэфф. собственного
веса |
1,25
|
1,15
|
0,8
|
0,7
|
0,65
|
0,65
|
Размеры шины,
дюймы (профиль шины- диаметр обода) |
6.00-13
|
8,40-15
|
7,00-18
|
7,50-20
|
8,25-20
|
11,00-20
|
Развитие конструкции Г. а. идёт по
пути наибольшего приспособления к условиям эксплуатации. Для Г.
а. малой и средней грузоподъёмности осн. внимание уделяется улучшению манёвренности,
интенсивности разгона, снижению погрузочной высоты и др. Для Г. а. большой
грузоподъёмности наблюдается стремление к макс. повышению грузоподъёмности
в пределах существующих весовых ограничений автомобиля, а также обеспечению
подъездной работы с прицепами не меньшей грузоподъёмности, чем у
самого автомобиля. Совершенствование силовой установки осуществляется применением
более мощных и экономичных двигателей небольшого веса. Всё большее распространение
получают быстроходные дизели, а на Г. а. большой грузоподъёмности имеются
попытки применить газовую турбину. Использование атомной энергии
(атомоходы) затруднено из-за необходимости применения сложной физиол. защиты.
Нек-рое распространение начинают получать
автоматич. трансмиссии и дизель-электрич. передачи с использованием электродвигателей
на всех колёсах (мотор-колесо). Это уменьшает загрязнённость возд. бассейнов
городов токсичными веществами продуктов сгорания. Большое внимание уделяется
облегчению управления (усилители рулевого управления), безопасности движения
(эффективные тормоза, обзорность, сигнализация), уменьшению трудоёмкости
работ по тех-нич. обслуживанию и ремонту и повышению надёжности конструкций.
Лит.: Афанасьев Л. Л., Автомобильные
перевозки, М., 196з; Автомобилестроение СССР, М-, 1967; Анохин В.
И., Отечественные автомобили, 3 изд., М., 1968; Островцев А. Н., Основы
проектирования автомобилей, М., 1968; Милушкин А. А., Технико-эксплуатационные
требования к перспективному грузовому подвижному составу автомобильного
транспорта, М., 1968; Великанов Д. П., Эффективность автомобиля, М., 1969;
Chagette }., Technique automobile, 3 ed., P., 1953.
Л. Л. Афанасьев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я