ГРУЗОВЫЕ ПОТОКИ
показатели,
характеризующие объём перевозок грузов по участкам и направлениям трансп.
сети, а также между корреспондирующими предприятиями, пунктами или р-нами.
Г. п. изображаются либо графически или схематически, либо в виде т. н.
косых таблиц, в к-рых указываются и корреспондирующие пункты и объём перевозок
между ними. Г. п., как правило, неравномерны по отд. участкам сети и по
направлениям "туда" и "обратно". В СССР наиболее мощные Г. п. складываются
на линиях, связывающих осн. р-ны горно-доб., металлургич. и лесозаготовит.
пром-сти с крупными центрами обрабат. пром-сти (напр., Донбасс с Центром,
Кузбасс с Уралом и т. д.). Направление преобладающего грузопотока (напр.,
из Донбасса в Центр) наз. грузовым, а обратное - порожним. В СССР
по сети жел. дорог в обратных направлениях перевозится примерно
3/5 массы грузов, перевозимых в грузовых направлениях. Неравенство Г. п.
по направлениям "туда" и "обратно" вызывает порожние пробеги подвижного
состава и непроизводительные пробеги локомотивов, судов, автомобилей, увеличение
себестоимости перевозок и капиталовложений. Для смягчения неравномерности
Г. п. осуществляются меры стимулирования загрузки порожних направлений,
включая применение пониженных тарифов.
Мощность Г. п. измеряется показателем
густоты перевозок (или грузонапряжённости). Она зависит от объёма
произ-ва продукции, связанного с ним грузооборота и протяжённости
сети. На жел. дорогах СССР средняя густота перевозок составляет 18,5 млн.
т*км/км; она втрое выше средней густоты всей мировой сети жел. дорог
и в 5 раз больше, чем в США. Высокой грузонапряжённости обычно сопутствуют
более высокая степень использования производств. фондов транспорта, низкая
себестоимость перевозок. Вместе с тем усложняется задача обеспечения бесперебойной
работы транспорта и его содержание. Поэтому при чрезмерно высокой грузонапряжённости
отд. направлений сети строят параллельные разгружающие линии. Е. Д.
Хануков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я