ГРУНТ
в живописи, промежуточный
слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с
целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для
живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую,
зернистую и др.). Гл. компонентом Г. является порошкообразное вещество
(мел, гипс, известь, свинцовые или цинковые белила), связанное клеем,
растит. маслами или масляными эмульсиями.
Г. подразделяются: в зависимости от
осн. компонента -на меловые, гипсовые, известковые и т. п.; в зависимости
от связующего - на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи
с древности используются глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные
и многослойные), а с 19 в. - и цементные; в древней и ср.-век. станковой
живописи и миниатюре - меловые и гипсовые грунты на животных клеях. С появлением
масляной живописи (15 в.) наряду с клеевыми начинают применяться
эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Г.
в рус. ср.-век. стенописи, в иконописи, а также в расписной или золочёной
резьбе по дереву наз. левкасом.
Г. в графике - кислотоупорный слой,
наносимый при выполнении некоторых видов гравюры (напр., офорта,
акватинты) на металлич. гравировальную доску с целью предохранить
при травлении отдельные её участки от воздействия кислоты.
Лит.: Тютюнник В. В., Грунтованный
холст для масляной живописи, М., 1949; Киплик Д. И., Техника живописи,
6 изд., М.-Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи. Живописные материалы,
[пер. с чеш.], М., 1962.
В. В. Филатов, А. С. Зайцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я