ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ

ГУЖЕВОЙ ТРАНСПОРТ вид безрельсового
транспорта, в к-ром в качестве тяги используется сила упряжных животных
(лошадей, волов, буйволов, верблюдов, ослов, мулов, оленей, собак и др.).
В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. От собственно
Г. т. следует отличать вьючный транспорт, в к-ром повозка и упряжь
отсутствуют, а кладь крепится на вьючном седле или непосредственно на спине
животного.


До появления жел. дорог в первой пол.
19 в. Г. т. был осн. видом сухопутного транспорта и использовался для пассажирских
и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пасс. перевозок существовала
сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи
и услуги ямщиков, а в районах с интенсивным движением пассажиры перевозились
междугородными почтовыми дилижансами (омнибусами). Грузовые перевозки осуществлялись
обычно конными обозами. Широкое развитие автотранспорта со 2-й четв. 20
в., а затем и авиации привело к постепенному вытеснению Г. т., хотя ещё
накануне второй мировой войны 1939-45 Г. т. во многих странах Зап. Европы
мало уступал автотранспорту по объёму перевозок, а в Италии, Испании, Греции,
Турции и др. даже превосходил его. В ряде колониальных, полуколониальных
и зависимых стран капиталистич. мира, особенно в странах Ср. и Бл. Востока,
Центр. Азии и Сев. Африки, большую роль продолжал играть вьючный транспорт.
Ко 2-й пол. 20 в. объём перевозок Г. т. во всех странах мира резко сократился
и в наст. время находит применение в основном в сел. местностях для перевозок
людей и грузов на короткие расстояния. Г. Г. Хитенков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я