ГУМАНИЗМ
(от лат. humanus -
человеческий,< человечный),< исторически изменяющаяся система
воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу,
счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека
критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости,
человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Идеи Г. имеют длительную предысторию.
Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно
обнаружить в произведениях устного нар. творчества, в литературе, нрав-ственно-филос.
и религ. концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но
система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г.
выступил в это время как широкое течение обществ. мысли, охватившее философию,
филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г.
формировался в борьбе с феод. идеологией,< религ. догматикой, духовной
диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество лит. памятников
классич. древности, использовали их для развития светской культуры и образованности.
Они противопоставили богословско-схо-ластич. знанию знание светское, религ.
аскетизму - наслаждение жизнью, уничижению человека - идеал свободной всесторонне
развитой личности. В 14 - 15 вв. центром гуманистич. мысли была
Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пико делла Мирандола,
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланд-жело и др.), затем Г. распространяется
и в др. европ. странах одновременно с движением Реформации. Многие
великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие
Г.- М. Монтень, Ф. Рабле (Франция),< У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия),
Л. Ви-вес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия),
Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из гл. выражений
того переворота в культуре и мировоззрении, к-рый отражал начавшееся становление
капитали-стич. отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с обществ.
мыслью периода бурж. революций (17-нач. 19 вв.). Идеологи нарождавшейся
буржуазии разрабатывали идеи "естественных прав" человека, выдвигали в
качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной
"природе человека", пытались найти пути сочетания блага личности и обществ.
интересов, опираясь на теорию "разумного эгоизма", правильно понятого личного
интереса. Франц. просветители 18 в. - П. Гольбах, А. К. Гельвеции, Д. Дидро
и др.- отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г.
был разработан в немецкой классич. философии. И. Кант выдвинул идею вечного
мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г.,- человек может быть
для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление
этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.
Система гуманистич. воззрений, созданных
в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием обществ.
мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена,
ибо опиралась на индивидуалистич. концепцию личности, на абстрактное понимание
человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнаружилась с
утверждением капитализма - строя, где в прямую противоположность идеалам
Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству
чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистич. разделения
труда, к-рое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной
собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения
человека.
Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут
стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т.
Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью
имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия.
Эти
идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном,
Ш. Фурье, Р. Оуэном, к-рые видели противоречия уже сложившегося
капиталистич. строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты
реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти
реальных путей создания социалистич. общества, и в их представлениях о
будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гумани-стич.
традицию в обществ. мысли России в 19 в. представляли революц. демократы
- А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов,
Т. Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой рус. литературы
19 в. Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, к-рый
отверг отвлечённую,< внеисторич. трактовку "природы человека" лишь
как биологической "родовой сущности" и утвердил её научное конкретно-историч.
понимание, показав, что "...сущность человека... есть совокупность всех
общественных отношений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам
Г. и поставил их на реальную историч. почву, сформулировал новую концепцию
Г.- пролетарский, или социалистич., Г., вобравший в себя лучшие достижения
гуманистич. мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления
идеалов Г., связав его с научной теорией обществ. развития, с революц.
движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную
собственность и эксплуатацию человека человеком, нац. гнёт и расовую дискриминацию,
социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит
достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные
и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной
человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается
в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие
самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим
Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники
коммунизма отрицают гуманистич. характер марксизма на том основании,
что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы.
Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной
жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская
теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных
проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия.
Она оправдывает вынужденное применение революц. насилия для подавления
сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда
без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское
мировоззрение - революционно-критическое и гуманистическое одновременно.
Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В.
И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революц. процессы
этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму,
когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.
Социалистич. Г. противостоит абстрактному
Г., к-рый проповедует "человечность вообще", вне связи с борьбой за действительное
освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного
Г. можно выделить две осн. тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного
Г. используются для маскировки антигуманистич. характера совр. капитализма,
для критики социализма, для борьбы с коммунистич. мировоззрением, для фальсификации
социалистич. Г. С другой стороны, в бурж. обществе имеются слои и группы,
к-рые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму,
выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные
империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика
фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма,
милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма
остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций
абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла,
являются в определённой мере союзниками революционного социалистического
Г. в борьбе за действительное счастье человека.
Принципы марксистского, социалистич.
Г. извращают правые и "левые" ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют
социалистич. Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистич.
принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как
бурж. концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистич.
Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в др. странах социалистич.
содружества идеи марксистского Г. получили реальное практич. подкрепление
в гуманистич. завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом
своего дальнейшего развития гуманистич. принцип: "Всё во имя человека,
для блага человека".
Лит:: Маркс К., Экономическо-философские
рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений,
М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс
К.иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической
партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке,
там же, т. 19; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41; Программа
КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности
и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные
тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Гуманизм
и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958;
Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм,
М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад
Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела.
Сб. ст., М., 1969; Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968; Курелла
А., Своё н чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм - это реальный гуманизм,
М., 1970. В. Ж. Келле.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я