ГУМБОЛЬДТ
(Humboldt) Вильгельм
(22.6.1767, Потсдам,-8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог,
философ и языковед, гос. деятель. Брат А. Гумбольдта. Изучал в 1787-89
право в ун-тах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прус. резидент
при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его
деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в нач.
школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прус. АН, основанием
Берлинского ун-та (ныне ун-т им. Г. в ГДР). В 1810-19 на дипломатич.
службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутр. дел, предпринял неудачную
попытку разработать конституцию Пруссии.
Г.- один из виднейших представителей
нем. классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И.
Г. Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала "гуманности",
заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности
во всей полноте её способностей, к-рые должны слиться в некое гар-монич.
целое, подобное художеств. произведению. Свободное внутр. саморазвитие
индивида и нации, к-рую Г. также понимает как духовную творч. индивидуальность,
определяет и границы деятельности гос-ва; задачи его Г. сводит лишь к защите
внешних границ и обеспечению внутр. правопорядка ("О границах деятельности
государства", 1792; рус. пер. в приложении к кн.: Гайм Р., В. фон Гумбольдт
..., М., 1898).
Осуществление идеала "гуманности" Г.,
подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в
новое время - особенно в личности Гёте, произведения к-рого, по Г., реализуют
высший художеств. идеал - пробуждение целостного душевного мира в единстве
его способностей ("О „Германе и Доротее" Гёте", 1799); ведущая способность,
создающая
такое единство,- творч. воображение. Это единство составляет непременное
условие всякого духовного постижения, в т. ч. и понимания истории,
поскольку
последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий
("О задачах историка", 1821).
Г. по существу явился основоположником
философии языка как самостоят. дисциплины. В работе "О различии строения
человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода",
предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге "О языке
кави на острове Ява" (1836-39), Г. понимает язык не как нечто застывшее,
но как непрерывный процесс духовного творчества, как "формирующий орган
мысли", выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий
все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние
на последующее развитие языкознания (психологич. школа 19 в.- X. Штейнталь
и А. Потебня, нем. неогум-больдтианство и амер. этнолингвистика 20 в. и
др.).
С о ч.: Gesammelte Schriften, Bd 1
- 17, В., .1903-36; в рус. пер., в кн.: 3вегинцев В. А., Хрестоматия по
истории языкознания XIX-XX вв., М., 1956; История эстетики. Памятники
мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137 - 47.
Лит.: Spranger Е., W. von Humboldt
und die Humanitatsidee, 2 Aufl., В., 1928; его же, W. von Humboldt und
die Reform des Bildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965; Kaehler S. A.,
W. von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., Gott., 1963; Меnzе С., W. von Humboldts
Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965. Ю. Н. Попов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я