ГУС
(Ниs) Ян (1371, Гусинец,
-6.7.1415, Констанца), национальный герой чеш. народа, проповедник,
мыслитель, идеолог чеш. Реформации. Род. в бедной крест. семье. В 1393
окончил Карлов ун-т в Праге, в 1396 магистр, в 1401-02 декан ф-та свободных
искусств, в 1402- 1403 и 1409-10 ректор Карлова ун-та. С 1402 проповедник
Вифлеемской
часовни в Праге. С начала деятельности открыто объявил себя сторонником
Уиклифа,
учение к-рого было запрещено в Чехии. В проповедях, читаемых на чеш.
яз. и собиравших массы народа, Г. обличал католич. духовенство, требовал
коренной реформы церкви, осуждал её богатство,развращённость клира, симонию
(продажа и покупка церк. должностей), выступал против нем. засилья
в Чехии, угнетения бедняков. Идеалом для Г. являлась церковь, улучшенная
по образцу церкви раннехристианской. Источником действий верующих Г. считал
Священное писание, а не распоряжения офиц. церкви и её главы. Проповеди
Г. на первых порах вызвали сочувствие определённых кругов господств. класса
в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чеш.
короля Вацлава IV. Однако в дальнейшем развитие Г. идей Реформации вызвало
резкий отпор с их стороны. В 1410 Г. был отлучён от церкви и в 1412, после
выступления против продажи индульгенций, вынужден покинуть Прагу. Г. отправился
в Юж. Чехию, где выступал с проповедями, всё более выражая в них чаяния
широких нар. масс. В кон. 1414 Г. был вызван на церковный собор в Констанце,
где в открытом споре надеялся защитить своё учение. Однако, несмотря на
охранную грамоту имп. Си-гизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все
попытки католич. церковников склонить Г. к отречению от его учения не привели
к успеху. Г. был осуждён собором как еретик и сожжён заживо. Гибель
Г. вызвала скорбь, возмущение и всеобщий взрыв нар. недовольства в Чехии,
вылившиеся в гуситское революционное движение.
В своей гл. работе ("О церкви", 1413),
опираясь на нар. традиции в критике церкви и общества и на произведения
нар. проповедников Яна Милича, Матвея из Янова, Г. сделал из учения
Уиклифа демократич. и гуманистич. выводы. Г. не отвергал догматов Священного
писания. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ. преобразования считал
познаваемый разумом "закон божий", к-рым обязан руководствоваться каждый
человек. Г. был сторонником мирной тактики, думая осуществить реформацию
церкви и общества при помощи королев. власти. Г. признавал традиц. деление
феодального общества на три сословия (духовенство, дворянство, простой
народ), однако, согласно учению Г., сохранение власти в руках господств.
классов допустимо только при условии соблюдения ими "закона божьего". В
противном случае подданные не только имеют право, но даже обязаны выйти
из повиновения, причём каждый человек самостоятельно судит о том, правильно
ли была использована "правда божья". Учение Г. заложило основу как бюргерской,
так и крест.-плебейской революц. идеологии, оказало влияние на формирование
идей нем. Реформации. Г. защищал нац. права чеш. народа, чеш. яз. и культуру;
разработал систему чеш. орфографии, к-рая в осн. чертах сохранилась до
нашего времени. В Праге установлен памятник Г. (открыт в 1915, скульптор
Л. Шалоун).
Соч.: Spisy, с. 1 - 10, Praha, 1903
- 1927; Послания магистра Иоанна Гуса, пер. с чеш. и лат., М., 1903.
Лит.: Маркс К., Хронологические
выписки, (тетрадь) 2, в кн.: Архип Маркса н Энгельса, т. VI, [Л.], 1939;
Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; его ж е, Ян Г./с, М., 1958; Масhоуес
М., Husovo исэш a vyznam v tradici ceskeho naroda, Praha, 1953; Kalivoda
R., Husitska ideologic, Praha, 1961 (рус. резюме, с. 495-511). Н.
М.
Пашаева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я