ГУССЕРЛЬ
(Husserl) Эдмунд (8.4.1859,
Просниц, Моравия,- 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист,
основатель филос. школы феноменологии. Проф. в Галле, Гёттингене
и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также
влияние Б. Больцано, неокантианства (преим. Марбургской школы) и
др. Г. выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в
философии ("Логические исследования", рус. пер., т. 1, 1909). Носителем
этих тенденций Г. считает психологизм - убеждение в том, что всякий познават.
акт определяется по своему содержанию структурой эмпирич. сознания,
а
потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить
нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Г. видит в той линии, к-рая
идёт от Дж. Локка и Д. Юма через Дж. Милля к В. Вундту. Совр. варианты
психологизма Г. находит в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя,
превращённой в мировоззренч. установку) и истори-цизме (как основном
филос. принципе). По мнению Г., сами науки о природе и истории нуждаются
в определённом обосновании, к-рое может дать только философия, понятая
как строгая наука, наука о феноменах сознания - феноменология. Следуя по
пути рационализма Р. Декарта, Г. стремится найти последние самоочевидные
логич. принципы и т. о. очистить сознание от эмпирич. содержания. Это очищение
совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Г., должна
прежде всего освободиться от всех догматич. утверждений, вырастающих
на почве обычной, "естественной установки" сознания по отношению к миру,
Г. требует совершить "эпохе", т. е. акт воздержания от к.-л. утверждения.
В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания
- интенциональность, т. е. направленность на предмет, которую Г. рассматривает
как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических,
социальных,
расовых
и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился
решить главный теоретико-позна-ват. вопрос о связи субъекта и объекта:
она призвана служить как бы мостом между ними - быть одновременно представителем
имманентного мира общечеловеч. сознания и трансцендентного мира бытия,
предметности. Феноменология есть, по Г., наука о чистом сознании как
переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание "усмотрением
сущности" (Wesensschau). Претендуя на нейтральную позицию в решении
осн. вопроса философии, Г. предложил исключить из феноменологии "положения
о бытии". Принятие "сущностей" сближает филос. позицию Г. с платоновским
идеализмом; в отличие от "идей" Платона, имеющих онтологический (бытийственный)
статус, "сущности" Г. выступают лишь в качестве "значений", не обладающих
сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала).
Т. о., субъективистские мотивы Г. сочетает с объективно-идеалистическими.
В поисках твёрдых оснований Г. вынужден
был непрерывно видоизменять свою философию. В итоге он обращается к идее
"жизненного мира", сближаясь с философией жизни. Переход на позиции
историч. трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних
работ Г. "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (опубл.
1954), причём совр. ему европ. духовную ситуацию Г. рассматривает
как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского
мировоззрения вообще.
Г. оказал влияние на совр. бурж. философию;
среди его учеников - М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер
и
др. Феноменология (для к-рой характерна переориентация с объекта на субъект,
с
понятийно-спекулятивных методов филос. анализа - на "непосредств.
прозрение" и "переживание истины" и т. д.) послужила одним из источников
экзистенциализма.
Философия Г. является отражением глубокого кризиса буржуазной филос.
мысли.
Соч.: Philosophic der Arithmetik, Bd
1, Lpz., 1891; Vorlesunqen zur Phanomenologie des inneren ZeitbewuBtseins,
Halle, 1928; Husserl.ana, Bd 1-8, 's-Gravenhague, 1950 - 1959; Erfahrung
und Urteil, Hamb., 1954; в рус. пер. - Философия, как строгая наука, "Логос",
1911, кн. 1.
Лит.: Яковенко Б. В., Философия
Э. Гуссерля, "Новые идеи в философии", 1913, сб. 3; Шпет Г. Г., Явление
и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема "экзистенциального кризиса"
и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Гайденко П.
П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория
трансценденции, в сб.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова
Н. В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968;
Бегиашвили А. Ф., Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля,
Тб., 1969; Farber M., The foundation of phenomenology, Camb., 1943; Diemer
A., Ed. Husserl", 2 Aufl., Mei-senheim am Glan, 1965: Tugendhat E., Der
Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger, 2 Aufl., В., 1970. П. П.
Гайденко.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я