ДАВИД
(David) Жак Луи
(30.8. 1748, Париж, - 29.12. 1825, Брюссель), французский живописец.
Учился у ист. живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры
в Париже (1766-74). Ранние работы Д., в к-рых ощутимы отзвуки рококо
и
влияние идей сентиментализма, традиционно академичны ("Бой Минервы
и Марса", 1771, Лувр, Париж). В 1775- 1780 Д. учился в Италии,
где
открыл для себя античность, восприняв её как пример гражданственности
художеств. творчества. Публицистич. направленность, стремление выразить
героич. свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма
предреволюц.
эпохи, крупнейшим представителем к-рого стал Д. Впервые у Д. принципы
классицизма намечаются в картине "Велизарий, просящий подаяние"
(1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции
и чёткостью ритмич. структуры, и находят своё полнейшее выражение в насыщенной
мужеств. драматизмом "Клятве Горациев" (1784, Лувр)- ист. картине,
воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Произв. Д. 1780-х гг.
("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен - музей, Нью-Йорк; "Ликторы приносят
Бруту тело его сына",< 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла,
сценич. торжественность образного строя,
барельефность в построении
композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над
цветом. В портретах 1780-х-нач. 1790-х гг., где подчёркивается социальная
сущность моделей, воплотились классицистич. представления об энергичном
и волевом человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Музей Фабр, Монпелье).
Воодушевлённый героикой Великой франц. революции, Д. стремится к созданию
ист. картины на совр. тему ("Клятва в зале для игры в мяч", не осуществлена;
сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Картины "Убитый Лепелетье"
(1793, не сохранилась, известна по гравюре П. А. Тардьё, Нац. б-ка. Париж,
и по рис. Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно "Смерть Марата"
(1793, Музей совр. иск-ва, Брюссель),
с её трагич. звучанием,
суровым лаконизмом, аскетич. сдержанностью цвета и скульпт. монументальностью
форм, становятся памятниками героям революц. эпохи, совмещая в себе черты
портрета и ист. картины. Д. был активным деятелем революции, членом якобинского
Конвента, организовывал массовые нар. празднества, создал Нац. музей в
Лувре; под его руководством была упразднена консервативная Королевская
академия живописи и скульптуры (членом к-рой Д. был с 1784). После
контр-революц. термидорианского переворота с кон. 1790-х гг. Д. вновь обращается
к драматич. событиям антич. истории, выделяя в них тему примирения противоречий,
воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии ("Сабинянки,
останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799,<
Лувр). В его иск-ве нарастают черты отвлечённости и рассудочной
повествовательности. С 1804 Д. был "первым художником" Наполеона; в заказанных
Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции
картинах ("Коронация", 1805-07, Лувр) ощутимо равнодушие художника
к изображаемым событиям, однако он стремится к выразит. характеристике
отд. персонажей. В 1790-1810-х гг. Д. пишет многочисл. портреты,< как
парадные ("Наполеон при переходе через Сен-Бернар", 1800, Нац. музей Версаля
и Трианонов; "Мадам Рекамье", 1800, Лувр), так и более реалистические,
приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). В
1816, после реставрации Бурбонов, Д. был вынужден уехать в Брюссель. Д.
был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и мн. др.
Илл. см. на вклейке, табл. XLII (стр.
544-545).
Соч.: Речи и письма живописца Луи Давида,
пер. с франц., М.- Л., 1933.
Лит.: Замятина А. Н., Давид,
М.- Л., 1936; Кузнецова И. А., Луи Давид, М., 1965; Hautecoeur L., Louis
David, P., 1954. Ю. К. Золотое.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я