ДАВИД АНАХТ
Непобедимый (р.
кон. 5 в.- ум. 1-я пол. 6 в.), армянский философ-неоплатоник, представитель
александрийской школы антич. философии. Учился в Александрии и Афинах.
Философия Д. А., изложенная в соч. "Определения философии", "Анализ „Введения"
Порфирия" и др.,< сочетает в себе платонизм с элементами учения Аристотеля
и Пифагора. Влияние Аристотеля особенно заметно в теории познания Д. А.
В "Определениях философии" (пер. с древнеарм., предисловие и комментарии
С. С. Аревшатяна, I960) Д. А. выступает против скептицизма и релятивизма,за
действенность филос. постижения мира. Цель философии, по Д. А.,- поиски
и указание путей избежания зла и достижения духовного совершенства. Знание
не является самоцелью, оно должно служить нравств. возвышению человека.
В учении о душе Д. А. развивал неоплатонич. идеи; его логич. построения
включают диалектич. идеи. В арм. ср.-век. философию, связанную с теологией,
система Д. А. внесла светское, рационалистич. начало.
Соч. в рус. пер.; Толкование "Аналитики"
Аристотеля, пер. С. С. Аревшатяна, Ер., 1967.
Лит.: Чалоян В. К., Философия
Давида Непобедимого, Ер., 1946; История философии в СССР, т. 1, М., 1968
(см. именной указатель). С. С. Аревшатян.
ДАВИД ГАРЕДЖА, комплекс
пещерных монастырей в 60 км к Ю.-В. от Тбилиси. На протяжении приблизительно
25 км - неск. сотен выдолбленных в скалах помещений. Древнейшие
монастыри Д. Г.- лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели (Иоанна
Крестителя) - осн. в 1-й пол. 6 в.; в 10-13 вв. образовались др.
монастыри: Удабно, Чичхитури, Бертубани. Во многих церквах и трапезных
Д. Г. сохранились фрески (8-14 вв.), включающие портретные изображения
историч. лиц.
Лит.: Чубинашвили Г. Н., Пещерные
монастыри Давид-Гареджи, Тб., 1948.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я