ДАДАИЗМ
(франц. dadaisme, от
dada- "конёк", деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский
лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее
между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (неск. раньше выступления будущих
дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции,< воспринявшей
1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов,
а разум, мораль и эстетику - как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали
программный иррационализм и крайне нигилистич.,< демонстративно циничный
антиэстетизм дадаистов, их своего рода художеств. хулиганство. Методы дадаистов
(художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия,< Ж. Арп, немцы М. Эрнст
и К. Швиттерс, франц. поэт, румын по происхождению Т. Тцара, нем. поэт
Р. Гюльзенбек, рум. писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным
выходкам - заборным каракулям, псевдотехнич. чертежам, бессмысленным сочетаниям
слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (коллаж)
и
т. д. Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал "Кабаре Вольтер" ("Cabaret Voltaire",
1916-17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Фоанцию
я возглавил группу т. н. абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон
и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дсссснь и др.), выпускавшую альманах "Дада" и журналы
"Литератюр" ("Litterature"), "Проверб" ("Proverbe"), "Каннибаль" ("Cannibale")
и др.; группа ратовала за "абсолютное", лишённое социальной функции,
иск-во. В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917-20),
Кёльне (1918-20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская
группа "политич. дадаистов", чьи выходки приобретали подчас характер анархия,
протеста против милитаризма и бурж. строя. В 20-х гг. во Франции Д. слился
с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Д.),
а в Германии - с экспрессионизмом. Нек-рые из "политич. дадаистов"
впоследствии порвали с безыдейностью Д. и, перейдя на позиции революц.
пролетарского иск-ва, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в
сатирич. графике (Ж. Троc) и монтажа в политич. плакате (Дж. Хартфилд).
Дада-истские методы комбинации "готовых" предметов в сер. 20 в. стали одним
из источников "поп-арта". См. также Модернизм, Авангардизм.
Лит.: История французской литературы,
т. 4, М., 1963; Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.; Модернизм, М.,
1969; Hugnet G., L'aventure dada, P., 1957; Richter H., Dada-Kunst und
Anti-kunst, Koln, 1964.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я