ДАЙ ЧЖЭНЬ
(19.1.1723-1.7.1777),
китайский мыслитель с материалистич. тенденцией, автор трудов по философии,
математике, лингвистике и истории. В противовес Чжу Си, к-рый, отождествляя
категорию дао ("путь") с ли ("принципом"), ставил её над материальным
началом - ци, Д. Ч. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, находящийся
вне времени и пространства, а как ци; причём реальную субстанцию дао, по
Д. Ч., составляют инь, ян (противоположные, находящиеся в борьбе силы)
и пять первоэлементов. Для Д. Ч. характерен гуманистич. подход к социальной
проблематике. Полемизируя с представителями ортодоксального неоконфуцианства,
настаивавшими
на необходимости подавления человеч. желаний во имя выполнения долга (рассматривавшегося
как социальный аспект "принципа" - ли), Д. Ч. говорил, что желания и эмоции
следует не подавлять, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших
человеч. качеств.
Лит.: Хоу Вай-лу, Чжунго цзаоци
цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956;
Радуль-3атуловский Я. Б., Дай Чжэнь - выдающийся китайский просветитель,
"Вопросы философии", 1954, № 4; Фитман О. Л., Китайский сатирический роман,
М., 1966; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton,
1953.
В. А. Рубин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я